Активизация
познавательной деятельности учащихся на уроке
"Если есть
труд – значит, будет и успех!”
Образованность, понимаемая сегодня
не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как
развитость разнообразных способностей системного характера. Высокая степень их
продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой
главенствующую роль должна занимать не традиционная трансляция знаний, умений,
ценностей, норм поведения и т. д., а создание условий для максимально
возможной адаптации и развития каждой личности в школе. Конечная цель – создать
такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем
активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают,
подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или
мнения об окружающем мире.
Одна из основных потребностей
человека – потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому
необходимо вооружить школьника знаниями, накопленными человечеством в разных
областях жизни. Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше
он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Обучение ведет не только к
развитию ума, но и к развитию внутреннего мира личности ребенка, воспитанию его
характера и мировоззрения.
Как отмечал Зеньковский В.В.:
"…современная школа грешит вообще односторонним интеллектуализмом, т.е. как-то
искусственно развивает ум, совершенно, однако, не развивая общей активности и
даже подавляя проявления ее. В этом лежит разгадка одного из наиболее грустных
"парадоксов” современной школы: сосредоточивая все свои силы на развитии ума,
она не только не добивается своих целей, не только не дисциплинирует ум и не
развивает его, но часто даже притупляет и приостанавливает его естественное
развитие”. Поэтому уделяется внимание и ставится задача развития личности
учащихся в целом, а также рациональной и эмоциональной сферы учеников, их
творческих способностей, нравственности, культуры, образованности, особая роль
отводится включению школьников в коллективные отношения со сверстниками и
педагогическим составом.
Ребенка можно сравнить с
нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его
полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная
учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное –
корень, у ребенка – душа. Учитель должен помочь раскрыться его душе для
эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не
абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и
профессиональном труде. Учить надо "естественно”: создать специальную "учебную
среду”, которая даст возможность ребенку наиболее полно раскрыть таящиеся в нем
природные силы и возможности. В "учебной среде” и происходит обучение детей,
полностью отвечающее их потребностям, интересам и стремлениям.
Задачу в современном обществе я вижу
не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить
детей умению учиться. Функция учителя – содействие дарованиям,
самостоятельности и инициативе школьников. А при организации образовательного
процесса учитывать общие принципы: гибкая форма организации обучения,
учитывающая потребности, интересы, способности детей, возможность выбора
занятий (особенно для старшеклассников); приоритет групповой и индивидуальной
форм работы; наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической
работы; самоуправление; опора на существующий уровень развития ребенка и
представление условий для его роста. Учитель играет здесь роль советчика,
опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функции – стимулировать
познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске
необходимой информации, в организации собственной деятельности. Учитель
вместе с коллегами, родителями учащихся, самими детьми организует специальную
учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в
приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и
педагогами. Учебный процесс ориентируется на индивидуальный ход развития
каждого учащегося. В такой организации образовательного процесса особое
значение приобретает развитие мотивации учащихся, их ответственности по
отношению к собственному обучению. Соревнование в процессе обучения между
соучениками заменяется кооперацией, сотрудничеством. К ребенку нужно относиться
как к личности, признавая права детей на собственное мнение, на самореализацию,
учитываются их индивидуальные потребности и интересы.
Практический аспект решения проблемы
соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего
обучения: необходимо найти такие способы организации процесса обучения,
которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся. Такое обучение
способно изменить ход развития ребенка, развитие психических функций может
ускорено в специально организованной коллективной учебной деятельности,
развитие психики школьника в деятельности и коллективе ведет к развитию его
личности. Данное направление основывается на понятиях Выготского Л.С. – "зона
актуального развития” (достигнутый уровень своего развития ребенком) и "зона
ближайшего развития” (расстояние между уровнем его актуального развития и
уровнем возможного развития).
Идеи развивающего обучения базируются на следующих
принципах:
- принцип
ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении;
- принцип
обучения на высоком уровне трудности;
- принцип
обучения быстрым темпом;
- принцип
осознания школьниками процесса учения;
- принцип
целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех
учащихся, в том числе наиболее слабых.
В качестве ведущих принципов
обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности
познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и
методы обучения. Это:
- Поворот от
обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся
работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
- Поворот от
сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и
кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации,
стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за
рамки школьной программы и требований учителя.
- Поворот от
работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа
учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы
самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или
группами.
- Поворот к
значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и
кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его
занятость, степень осмысления материала.
- Контроль
знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты
работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер
может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения
каждым учеником определенной темы.
- Соревновательный
подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение
существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
- Поворот от
овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными
учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать,
что и каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с
тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального
результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные
стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
- Поворот от
вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления. Можно
выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей
ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных
интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала
школьниками.
- Обучение в
творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через
открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе
обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения,
письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и
др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить
"яблоко” (намек, подсказку).
- Эвристический
метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы
эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что
представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана
решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это:
"мозговой штурм”, "мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.
- Метод
эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать
мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки
логической схемы в поиске решения задач.
- Метод
инверсии. На поиск решения творческой задачи используются
противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и
интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для
развития диалектики мышления учащихся.
- Метод
эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности
человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом,
системой, что требует фантазии и воображения.
- Метод
многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое
зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей,
действий, явлений и др.).
- Проблемное
обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на
самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной
ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с
систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации
учащихся.
- Технология
"обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа.
Любимый девиз: "Подвергай все сомнению” для формирования у детей
собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях
окружающего мира.
- Метод
проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих
навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления
и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую)
деятельность учащихся на отрезок времени.
- Метод
открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню
подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического,
социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня.
Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.
- Поворот от
традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может
быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра,
пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета,
семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес
представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая
(составление плана, схемы, конспекта,…по тексту),
сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с
ошибками, тесты, кроссворды,…).
Таким образом, для активизации
познавательной деятельности учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие
подходы:
- совершенствование
системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;
- активизация
теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей
школьников; развитие критического мышления в процессе обучения;
- развитие
мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к
осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной
деятельности;
- организация
кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи;
использование разнообразных форм учебной работы;
- организация
учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы
учащихся;
- применение
компьютерных технологий в учебном процессе;
- допускается
обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний;
- проведение
развивающих учебных игр;
- организация
тренинговых занятий: коммуникативные тренинги, тренинги по развитию
памяти, внимания, мышления, креативности и др.
Общая идея такова: с учетом
разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс
обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет
достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного
процесса. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.
|