Примерная структура портфолио учителя
Раздел 1.«Общие сведения об
учителе».
Дата рождения
Образование
Квалификация
Специальность
Стаж работы
Сведения о повышении квалификации
Награды
Данный раздел включает материалы,
отражающие достижения учителя в различных областях, должен быть помещен портрет
педагога, с его девизом.
Раздел 2.«Результаты педагогической
деятельности».
Описание творческих работ учащихся
Научно-исследовательские работы учащихся
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах
Участие в школьных мероприятиях
Сценарии внеклассных мероприятий
В нём учитель размещает полученные им за свой труд благодарственные письма,
грамоты, сертификаты, отзывы коллег, родителей, учеников, фотографии и
презентации.
Раздел 3. «Научно-методическая
деятельность».
Модели уроков
Планы уроков
Методические разработки
Анализ уроков
Публикации
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме
педагога.
Раздел 4. «Внеурочная деятельность
по предмету».
Самообразование
Участие в семинарах, конкурсах
Участие в методическом объединении
Участие в экспериментальной работе
Внеклассные мероприятия
Творческие работы учителя
В этом разделе помещаются
фотографии, презентации, демонстрирующие внеурочную деятельность по
предмету.
Раздел 5. «Учебно-материальная
база».
Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и т.д.)
Информация о регулярно используемых технических средствах обучения.
Сборники задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений, материалов для подготовке к ЕГЭ. В этом разделе помещается выписка из
паспорта учебного кабинета (при его наличии), информация о использовании в
образовательном процессе компьютера и других
информационных средств обучения.
Создание портфолио
учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности
педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности
учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио – одна из наиболее
приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на
процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как
аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку
собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего
профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет.
Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение
учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в
педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой
момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.
Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой
деятельности педагога и помочь формированию его личности. "Портфель”
обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого
является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает
в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает
повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной
подготовки.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
1) это "папка достижений”, направленная
на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты,
дипломы, сертификаты детей и пр.);
2) рефлексивное портфолио,
раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить
результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном
плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты,
в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года,
нескольких лет);
3) проблемно-исследовательский,
связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на
конференции;
4) тематический, создаваемый в
процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;
5) методический, в котором
помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме
педагога, и которые собраны или созданы им самим.
Составленное мной портфолио имеет комбинированный тип. В нём можно найти компоненты
всех вышеупомянутых типов. Его созданию предшествовала систематическая
самообразовательная деятельность в течение многих лет, что практически
позволяло идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным
сообществом. При его составлении использовались: 1) карта карьеры учителя, 2)
критерии конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на премию Президента
Российской Федерации, 3) материалы из Интернета, в частности фестиваля
"Открытый урок”, 4) критерии для проведения аттестации учителей общеобразовательных
школ; 5) собственные наработки по обобщению опыта работы учителей; 6) различные
статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие работы учащихся,
фотографии. Разделы II, III и IV написаны с учётом всего периода моей
педагогической деятельности, остальные охватывают в основном последние
пятнадцать лет.
На первой странице данного портфолио указаны фамилия, имя и отчество
учителя, его должность, категория, образование (вуз), квалификация, общий стаж
работы и стаж работы по специальности, последняя курсовая переподготовка, время
последней аттестации и время заполнения портфолио.
В разделе I "Статус учителя” указывается то положение, какое занимает
педагог в своей профессиональной области. Здесь могут использоваться такие слова,
как "учитель”, "эксперт”, "автор”, "участник”, "член”,
"соискатель”, "руководитель”, "выпускник”, "победитель”,
"лауреат премии”, "Почётный работник”. Желательно в скобках указывать
год освоения каждой ступени в профессиональном росте учителя. После статуса в
моём портфолио помещена уменьшенная копия страницы диплома об окончании высшего
учебного заведения с присвоением квалификации "учитель английского и
немецкого языков средней школы”.
Раздел II "Личная карта учителя” составлена на основе представления
для участия в конкурсе учителей, проводимом в рамках приоритетного
национального проекта "Образование”. В ней указываются все данные
местонахождения учителя и его общеобразовательного учреждения, вплоть до
электронного адреса. Кроме этого, я внесла в неё фамилии, имена и отчества
директора школы, заместителей директора по учебно-воспитательной и методической
работе.
Раздел III называется "Профессиональная автобиография”. В него входят
подразделы: "Должности и назначения”, "Самообразовательная карта учителя”
и "План по самообразованию на 5 лет (2006–2011 гг.)”. Списки должностей и
назначений, награждений и поощрений (раздел IV) составляются на основе записей
в трудовой книжке. В самообразовательной карте указываются источники
информации, которыми пользуется педагог. В плане по самообразованию необходимо
указать тему самообразования, цели и задачи профессионального развития. В него
также вносятся виды деятельности, характеризующие этот процесс, включая
изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку
программно-методического обеспечения учебного процесса, обобщение и
распространение опыта работы учителя, а также повышение квалификации.
Раздел V посвящён описанию общественной деятельности, например, членство в
профсоюзе и районном комитете профессионального союза работников просвещения,
школьном экспертном и методических советах, в общественной организации учителей
английского языка и в экспертной группе по английскому языку при
районном/городском управлении образования, руководство школьным методическим
объединением учителей английского языка и наставничество, участие в районных,
краевых и всероссийских ярмарках, а также в профессиональных конкурсах.
Для описания результатов обучающей деятельности (раздел VI) учителю нужно
иметь соответствующие данные за несколько лет, которые можно получить при
систематическом анализе за четверть, полугодие и год. Указываем здесь уровень
обученности, % качества и средний балл в динамике. Учителю следует также
фиксировать результаты итоговой аттестации и контрольных срезов, собирать
данные о медалистах и выпускниках, продолжающих своё образование (количество
поступивших в вузы в % от числа обучавшихся). Сюда же можно поместить
результаты контрольных срезов. Желательно иметь данные об успешной учёбе выпускников
в вузах, об их участии там в конкурсах и олимпиадах по данному предмету.
С помощью анкетирования, опроса и других методов педагогической диагностики
определяем рост мотивации к предмету "английский язык” и предпочитаемые
виды деятельности учащихся на уроке. На основе выполненных творческих работ
учащихся по данному предмету необходимо описать их количество и качество,
использование различных источников информации, включая Интернет-технологии, а
также соответствие этих работ требованиям к их содержанию и оформлению.
Возможно, они содержат интересную информацию, красочные иллюстрации, рисунки и
фотографии.
Особого упоминания заслуживает учебно-исследовательская работа школьников.
В своём портфолио я называю темы работ, подготовленных учащимися для итоговой
аттестации (по страноведению, по регионоведению, по языкознанию и
культуроведению) и указываю их несомненные достоинства.
С помощью интервью, собеседования, наблюдения, ранжирования, анкетирования,
срезов знаний, анализа проверочных и творческих работ регулярно провожу
наблюдение за результативностью учебно-воспитательной работы по предмету.
Например, 95% выпускников 2005–2006 учебного года имеют богатый языковой
портфель: 74% из них в 9-м классе посещали элективный курс предпрофильной
подготовки "Тайны туманного Альбиона”; 43% посещали курсы довузовской
подготовки, проводимые мной; 46,3% участвовали в олимпиадах и различных
конкурсах; 100% – в страноведческих викторинах; 24% из них становились
призёрами в различных мероприятиях по предмету (некоторые – по несколько раз),
все они неоднократно выполняли творческие работы, разучивали стихи, пословицы,
поговорки и песни.
К результатам внеурочной деятельности учителя по предмету могут быть
отнесены их достижения в мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном,
региональном и федеральном. Желательно указать результаты внешней диагностики,
если таковые имеются, например, результаты компьютерного и бланкового
тестирования, олимпиад и конкурсов, проводимых в вузах, где учатся ваши
выпускники. В этом разделе также можно перечислить следующие продукты
творческой деятельности школьников: 1) картины по домашнему чтению, 2)
кроссворды, 3) ассоциативные сети к прочитанным художественным произведениям,
4) праздничные открытки/ газеты, 5) тематические газеты, 6) тексты,
переведённые с английского языка на русский, 7) именные акростихи, 8)
синквейны; 9) раздаточный материал, 10) мини-сочинения.
В настоящее время учителю в его практической деятельности невозможно
обойтись без современных образовательных технологий (раздел VIII), в том числе
информационно-коммуникационных. Называя технологии, следует дать их краткую
характеристику, как они позволяют (помогают) учителю организовать учебный
процесс. Кроме того, можно назвать принципы и методы организации учебного
процесса, которые позволяют оптимизировать его. Если есть авторские разработки,
следует описать результативность их применения.
В этом же разделе я указываю эффективные приёмы и формы организации
деятельности учащихся на уроке и эффективные учебные средства для организации
деятельности учащихся на уроке (схемы, планы, карты, таблицы, раздаточный
материал, занимательный материал, аудио- и видеокассеты, магнитофон,
видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проектор, мяч, карточки с фотографиями,
словари, грамматический и лингвострановедческий справочники, памятки, плакаты,
глобус). Здесь же можно назвать последние достижения на уроке, которые не вошли
ни в один из предложенных разделов, и другую дополнительную информацию (в моём
портфолио указаны принципы, соблюдаемые мной в организации учебного процесса,
освоенные и апробированные мной методики, а также темы контрольных работ по
грамматике, разработанных мной в 4–6 вариантах).
Описывая инновационную деятельность (раздел IX), учителю необходимо указать
различного рода новинки, которые не применялись ранее в его работе, которые
позволили ему оптимизировать учебно-воспитательный процесс и достичь наилучшего
результата. Учителю легче будет освещать этот раздел, если педагогический
коллектив школы участвует в эксперименте или занимается инновационной
деятельностью. Например, школьная программа развития может быть направлена на
осуществление предпрофильного и профильного обучения школьников, а школа может
являться экспериментальной площадкой. Учителем могут быть разработаны и
апробированы программы расширения по предмету (в рамках государственной
программы), элективных курсов предпрофильной или профильной подготовки.
В разделе X "Обобщение и распространение собственного опыта” можно
перечислить проведённые открытые уроки за указанный в портфолио период времени,
темы и даты выступлений на педсоветах, семинарах и конференциях, формы и темы
курсовой подготовки. Упоминания заслуживают также публикации в профессиональных
изданиях и материалы для методических бюллетеней, созданные методические
разработки и проекты.
Особую ценность в учительском портфолио представляют материалы об участии
педагога в различных профессиональных конкурсах, результаты анкетирования,
проведённого в школе, и отзывы социума. Желательно отследить все виды и формы
повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя, включая курсы
(и дистанционные тоже), семинары, конференции, а также Интернет-ресурсы,
составление и апробацию программ.
В раздел "Факты, достойные упоминания” можно поместить то, что не
подходит ни в один из указанных разделов (известные имена ваших выпускников,
работа в качестве эксперта по аттестации, публикации об учителе в печати).
В Приложения могут быть помещены следующие материалы:
1) автобиография, показывающая раннее проявление склонности к данной
профессии (если таковое было), способности к изучению данного предмета и
желание изучать его дальше;
2) педагогическая философия – основные подходы к обучению и воспитанию
школьников;
3) материалы выступлений на педсоветах, семинарах, конференциях;
4) публикации, если таковые имеются; если их много или они объёмные,
достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма
внести в портфолио;
5) разработки уроков и внеклассных мероприятий, планы предметных неделей и
декад, тематические подборки материалов, каталоги, памятки, программы
факультативов или элективных курсов;
6) список литературы из домашней библиотеки, указывающий на
профессиональные интересы учителя;
7) каталоги и картотеки дидактических материалов (наглядных, раздаточных);
8) отдельные списки материалов из кабинета (выписки из паспорта);
Категория: Методика, падагогика | Добавил: elena
|