Секреты портфолио
Именно в школе
необходимо заложить основы саморазвития и создать у школьника устойчивую
доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в
себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы
выпускники были конкурентоспособными, мобильными. Это задача, конечно же, не из
легких. И здесь на помощь педагогу приходит технология «Портфолио», «одна из
образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный
подход в образовании».
Что же такое ПОРТФОЛИО?
• Форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки и самооценки
учебных результатов учащихся
• Образовательная технология, поддерживающая компетентностно –
ориентированный подход в образовании
• Коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его учебные
результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный
прогресс в знаниях, умениях учащихся по сравнению с его предыдущими
результатами
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО - доказательство прогресса в обучении по результатам,
приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной
деятельности.
ПОРТФОЛИО
• Технология формирования ключевых компетентностей учащихся
• Новая эффективная форма контроля и оценки достижений учащихся
РЕЗУЛЬТАТ
Сформированные
компетентности:
- решение проблем
(самоуправление)
- информационная
- коммуникативная
ВЫПУСКНИК
- сориентированный в современных условиях рынка труда
- мобильный
- конкурентоспособный
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
ПО ЦЕЛИ
- портфолио – собственность (для себя собирается)
- портфолио – отчет (собирается для учителя)
ПО СОДЕРЖАНИЮ
- портфолио достижений
- рефлексивный портфолио
- проблемно – ориентированный портфолио
- тематический портфолио
НОВЫЕ «РОЛИ» ПЕДАГОГА В ХОДЕ ПРИМЕНЕНИЯ технологии ПОРТФОЛИО
• Эксперт
• Консультант
•
Тьютор
С данной технологией познакомилась на интерактивных курсах повышения
квалификации педагогов Самарской области в 2003 году и вот уже 5-ый год
успешно внедряю технологию «Портфолио» в учебный процесс.
Следует отметить, что процесс создания портфолио увлекает детей.
Секрет успеха педагога, внедряющего технологию «Портфолио», - грамотная
организация запуска портфолио учащихся. Это должно быть
сотрудничество ученика и учителя.
С чего же начать работу над портфолио?
1 шаг. Предлагаю начать с мотивации (Рассказать, что портфолио – это
папка – накопитель, коллекция работ уч-ся, демонстрирующая учебные достижения,
прогресс в знаниях и умениях школьника, какова цель создания портфолио, какие
виды портфолио существуют).
Далее познакомить со структурой портфолио.
Классический портфолио состоит из
– титульного листа;
-оглавления,
-указания цели портфолио;
-4-х разделов, которые представляют собой крупные блоки материалов:
• «Портрет»
• «Коллектор»
• «Рабочие материалы»
• «Достижения».
Внутри разделов выделяются рубрики (1 рубрика обязательная, 2 факультативная).
• Цель раздела «Портрет» - представить автора портфолио (ученика) любым
доступным способом. Это может быть фото, эссе, анкета, характеристика и т. п.,
раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Здесь могут
быть следующие рубрики:
- «Моя анкета»
- «Познакомьтесь, это я!
- «Мои размышления»
- «Я и мои увлечения».
• Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором которых
не является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации,
ксерокопии статей, материалы товарищей. Иными словами, «Коллектор» - это
копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе, а может
быть, перейдут в архив. Здесь могут быть следующие рубрики:
-«Стол находок»
-«Это интересно»
-«Творчество моих товарищей».
• Раздел «Рабочие материалы» включает все материалы, созданные и
систематизированные учеником. Этот раздел включает такие рубрики, как:
- «Письменные работы»
- «Мои суждения»
- «Анализ собственных ошибок».
• Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел
«Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты
учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные
письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты). Здесь возможны
рубрики:
- «Моя реклама»
- «Мои открытия».
Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда.
Количество разделов и рубрик, их предполагаемое содержание согласовывают между
собой учитель и ученик. Рубрики могут меняться в зависимости от цели создания
портфолио, а материалы из разделов перетекать из одного в другой.
Элементы портфолио, как правило, датируются,
чтобы можно было отследить динамику работы уч-ся.
2 шаг. В режиме сотрудничества определить вид и структуру портфолио.
3 шаг. Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио (на
уроках в классе, во время проектной деятельности, творческой и
исследовательской работы дома или на уроке. Консультации по портфолио
провожу и на уроках, и на индивидуально-групповых занятиях. Проверка – 2
раза в триместр; обязательное задание на каникулы – пополнить разделы
портфолио).
4 шаг. Обговорить и критерии оценивания (например, следующие):
• - грамотность
• - эстетическое оформление
• - наличие шкалы достижения цели
• - содержательность
• - соответствие материалов портфолио цели
• - творческий подход
• - наличие системы оценивания.
5 шаг. Создать систему оценивания и определить объекты проверки
(какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно (например,
раздел «Мой портрет»); следует отметить, что информацией, которая
содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители,
консультанты, но делать это могут только с ведома и разрешения ученика – автора
портфолио.
Применяя данную технологию в учебном процессе 5-ый год, я убедилась, что
технология портфолио приемлема для любого возраста. Умелый подход учителя –
консультанта позволяет успешно работать в режиме портфолио и 5-тиклассникам, и
8-миклассникам, и выпускникам.
Вот, например, портфолио ученика 8А класса Гусарова Игоря.
Цель – предназначение портфолио– повысить свою грамотность, развить творческие
способности, научиться достигать цель; доказать себе и всем, что я способный,
научиться работать с информацией.
Портфолио включает разделы:
1. Портрет, где 2 рубрики: «Анкета», «Мои размышления» («Зачем изучать русский
язык?»)
2. Коллектор, где собрана интересная информация о Сызрани, полюбившиеся
стихотворения, схемы, таблицы.
3. Рабочие материалы, где находятся все письменные работы: творческий диктант,
контрольные упражнения, сочинения, кроссворды по теме «Слова с непроверяемыми
орфограммами», иллюстрации к литературным произведениям, материалы проектов.
4. Мои достижения (грамоты, дипломы, лучшие работы и проекты).
По шкале достижения цели легко проследить прогресс в обучении Гусарова Игоря.
Самое важное: материалы портфолио подвергаются не только оценке учителя, но и
сам ученик проводит рефлексию (с помощью установленной системы оценивания
отмечает удачные и менее удачные работы).
Замечу, что в конце учебного года с учащимися, работающими в режиме портфолио,
проводится анкетирование. Школьники могут строго заполнить опросники, а могут
подойти творчески – записать свои размышления в виде эссе.
По результатам анкетирования выявлены разделы портфолио, с которыми
ученики любят работать больше всего:
- мои достижения 97% (этот раздел позволяет осознать свою значимость и оценить
результаты своей деятельности)
- мой портрет 85% (ребятам нравится творчески представлять свое «Я»)
- коллектор – 67%
- рабочие материалы – 65%
В чем же секрет технологии «Портфолио»?
- С помощью портфолио педагог свободно конструирует и реализует индивидуальные
образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения.
- Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой
структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на
демонстрацию прогресса.
- Грамотная организация запуска портфолио учащихся позволяет осуществить
сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появляется
чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.
- Работа с портфолио всегда ведется так, что ученик всегда организует
самоконтроль; осознает, как происходит процесс учения, освоения определенной
деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или
иные стратегии, насколько соответствуют его индивидуальности; оценивает свои
достижения и возможности, собственное продвижение.
- Портфолио ученика является одним из способов формирования ключевых
компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения
проблем, составляющими которой являются сложные умения, связанные с
самоорганизацией и самооценкой учащегося.
|