Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогический Олимп

Интересно
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Афоризм дня

Статистика

Каталог українських сайтів


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

В категории материалов: 27
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам
     Грамотность чтения – способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
       Работа с текстом при изучении всех без исключения учебных предметов направлена на метапредметный результат. Актуальность формирования грамотности чтения очевидна. 
     Умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на его содержание, форму, их оценка. Развитие читательских умений обучающиеся должны продемонстрировать и на  экзамене по русскому языку при выполнении задания с развернутым ответом. Комплексный анализ текста, который мы проводим на уроках в старшей школе, позволяет совершенствовать эти умения. Объектом исследования являются художественные и публицистические тексты. Обратимся к конкретному художественному тексту, рассмотрим способы формирования читательской грамотности. Обучающимся для анализа предлагается самая короткая лирическая миниатюра И.С.Тургенева («Стихотворения в прозе», 1881 г.).
Русский язык | Просмотров: 3749 | Загрузок: 0 | Добавил: elena | Дата: 03.06.2013

    Как сделать урок интересным? Как привить ученикам любовь к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. Предмет «русский язык» считается многими учениками скучным, однообразным. Для них русский язык - лингвистическая наука — свод пунктуационных и орфографических правил. На уроке они пишут, читают, объясняют орфограммы, но это работа не затрагивает их чувств. Как сложную науку «приблизить» к ученику, познание её сделать увлекательным занятием? «Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.» (П.М. Баев) Игра как метод обучения стимулирует умственную деятельность учащихся. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Русский язык | Просмотров: 3401 | Загрузок: 0 | Добавил: elena | Дата: 03.06.2013

                               Для организации процесса обучения в новой парадигме образования достаточными и необходимыми в определённой мере являются дидактические принципы:
    1. Принцип деятельности — ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности).
     2. Принцип непрерывности — преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
    3. Принцип целостного представления о мире — образование должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.
    4. Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней — максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном уровне, а ученик обязан усвоить это содержание на уровне, не ниже минимального.
    5. Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.
   6. Принцип вариативности — развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
    7. Принцип творчества — максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
    Анализируя дидактические принципы, можно сказать, что принцип деятельности выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения; принцип непрерывности обеспечивает инвариантность реализуемой нормы; принцип целостного представления о мире устанавливает требования к содержательным целям обучения; принцип вариативности предусматривает возможности различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределением обучающихся; принцип минимакса регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей; принцип творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету; принцип психологической комфортности устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и учеником. Таким образом, к каждому элементу системы предъявлены требования, обеспечивающие воспроизводимость его функций, что обосновывает их достаточность.
     С другой стороны, они являются независимыми друг от друга, что обосновывает их необходимость. Следовательно, сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме, а значит они, подобно аксиомам, составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.
    Деятельность учащихся можно разделить на 4 основных типа по степени развития мышления: пассивно-наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать); репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров, выполнение однотипных, аналогичных упражнений); частично-поисковая деятельность (проблемные диалоги на уроках); исследовательская деятельность (самостоятельное выполнение упражнений разного характера).
Русский язык | Просмотров: 1050 | Загрузок: 0 | Добавил: elena | Дата: 03.06.2013

      «Игра для ребенка – естественная потребность», – утверждал В.Н. Сорока-Росинский, руководитель школы им. Достоевского в Ленинграде 1930-х годов. Думаю, что с этим высказыванием трудно не согласиться. Дидактические достоинства игровой методики обучения очевидны. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем. Ученик получает право на свое мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества.
       Игра – это форма познания мира. Благодаря активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятельности у ребенка вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность мышления и творческая инициатива. Общение в диалоге-игре максимально приближено к реальным, естественным речевым ситуациям, а это способствует формированию навыков спонтанной устной речи.
       «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», – писал известнейший педагог Е.Н. Ильин. Попробуем соединить изучение русского языка с лингвистическими играми, дабы решить хотя бы часть проблем, беспокоящих учителей-словесников.
       В отличие от детской игры, для учебной игры очень важен результат. Но ожидаемый результат и решаемые дидактические задачи не должны быть очевидны ученикам. Пусть для них игра остается игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.

Русский язык | Просмотров: 2891 | Загрузок: 0 | Добавил: elena | Дата: 30.07.2012

      Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспешностью. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах. Не секрет, что эта работа имеет ряд трудностей. Во-первых, количество часов на предмет сокращается при том же объеме учебного материала, поэтому учителю очень трудно «выкроить» целый урок на этот вид работы. Во-вторых, разнородность ошибок – значит, различный уровень подготовки учащихся. В-третьих, различные темпы работы.
       Умеющие работать учащиеся выполняют работу быстро, вынужденное их безделье мешает другим. Ученики, работающие медленно, а к ним часто относятся и добросовестные ученики, увидев, что кто-то уже закончил работу, начинают торопиться. А это приводит к небрежности, к потере интереса. Как сделать ту часть урока, отведенную для работы над ошибками, интересной, каким содержанием наполнить, чтобы она давала нужный эффект и чтобы каждый ученик работал активно, в полную меру своих сил и возможностей?
      Что нужно сделать, чтобы эта работа стала не формальной, а необходимой?
Русский язык | Просмотров: 4626 | Загрузок: 1143 | Добавил: elena | Дата: 26.10.2011

      Выбор пунктуационного знака для пишущего не всегда прост и однозначен. Чтобы поставить необходимый знак препинания, оказывается, недостаточно выучить пунктуационные правила – необходимо знание синтаксиса, а именно: строения предложения, значения его частей, а также надо правильно интонировать предложение, то есть уметь правильно прочесть и так же правильно его услышать.
     Предлагаемые задания имеют целью не только проверить, но и обобщить, закрепить знание пунктуации, они направлены и на развитие пунктуационного мышления учащихся. Они разные по степени сложности. Первые три задания – занимательного характера, это своеобразная «пунктуационная разминка». Остальные требуют более глубокой работы мысли.
Русский язык | Просмотров: 1046 | Загрузок: 548 | Добавил: elena | Дата: 26.10.2011

      Выбор пунктуационного знака для пишущего не всегда прост и однозначен. Чтобы поставить необходимый знак препинания, оказывается, недостаточно выучить пунктуационные правила – необходимо знание синтаксиса, а именно: строения предложения, значения его частей, а также надо правильно интонировать предложение, то есть уметь правильно прочесть и так же правильно его услышать.
     Предлагаемые задания имеют целью не только проверить, но и обобщить, закрепить знание пунктуации, они направлены и на развитие пунктуационного мышления учащихся. Они разные по степени сложности. Первые три задания – занимательного характера, это своеобразная «пунктуационная разминка». Остальные требуют более глубокой работы мысли.
Русский язык | Просмотров: 1653 | Загрузок: 532 | Добавил: elena | Дата: 26.10.2011

         Известно, что память бывает разная – зрительная, слуховая и рукодвигательная. На уроках русского языка нашим ученикам нужны разные виды памяти. Есть, конечно, среди учеников счастливчики, которым достаточно посмотреть на страницу, и они помнят каждое слово, даже где и как оно напечатано. Но таких мало. Но чтобы память по-настоящему помогала, о ней надо заботиться: тренировать и развивать. Ведь хорошая память – результат собственных усилий любого человека. В течение учебного года ученики постоянно пишут словарные диктанты, выполняя домашние задания, они также задумываются над правильным написанием непроверяемых слов, и, наконец, словарные слова включены в экзаменационные задания. Нашим ученикам к тому же нужно не только запомнить написание словарных, непроверяемых слов, но также знать их произношение, поставить правильное ударение. Без тренировок не обойтись.
       Как же развивать память на слова?
Русский язык | Просмотров: 1590 | Загрузок: 549 | Добавил: elena | Дата: 26.10.2011

От наблюдений к выводам

О способах изложения учебного материала для самостоятельной работы

В теории обучения актуальными являются утверж­дения о том, что учебник может представлять собой стратегическую (общую) и методическую модели (И. Я. Лернер), определенный сценарий учебного процес­са, предлагать не только содержание, но и методы, приемы обучения (М. М. Скаткин). Эта роль учебника особенно важна в том случае, когда тот или иной учеб­ный курс претерпевает существенные изменения, как это происходит сегодня в обучении русскому языку. Именно книги для учащихся призваны представить варианты реализации новых подходов к курсу, прежде всего — нового соотношения теории и речевой практи­ки в обучении, содействовать внедрению методов ра­боты, направленных на развитие коммуникативной компетентности. Работа с учебником должна быть ори­ентирована также на развитие у школьников умения самостоятельно работать с учебным материалом. Именно это является целью компетентностного обуче­ния, к которому мы стремимся.

Русский язык | Просмотров: 2014 | Загрузок: 486 | Добавил: elena | Дата: 14.09.2011

       Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки общества любителей словесности утренники вечера, Экскурсии, лингвистические КВН, олимпиады, тематические конференции, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенгазет, бюллетеней, устные и рукописные лингвистические журналы и многое другое.

     Кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеклассной работы. Предлагаем примерные планы работа кружка по русскому языку.

Русский язык | Просмотров: 25478 | Загрузок: 1377 | Добавил: elena | Дата: 20.02.2011

1-10 11-20 21-27
Поиск
Опрос
Считаете ли Вы, что русский язык должен быть обязательным предметом для изучения в Украине?
Всего ответов: 406

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz