От наблюдений к выводам
О способах изложения учебного материала для самостоятельной работы
В теории обучения актуальными являются утверждения о том, что учебник может представлять собой стратегическую (общую) и методическую модели (И. Я. Лернер), определенный сценарий учебного процесса, предлагать не только содержание, но и методы, приемы обучения (М. М. Скаткин). Эта роль учебника особенно важна в том случае, когда тот или иной учебный курс претерпевает существенные изменения, как это происходит сегодня в обучении русскому языку. Именно книги для учащихся призваны представить варианты реализации новых подходов к курсу, прежде всего — нового соотношения теории и речевой практики в обучении, содействовать внедрению методов работы, направленных на развитие коммуникативной компетентности. Работа с учебником должна быть ориентирована также на развитие у школьников умения самостоятельно работать с учебным материалом. Именно это является целью компетентностного обучения, к которому мы стремимся.
Достижение этой цели требует, в частности, разностороннего анализа учебных материалов, помещенных в книге для школьников: способов презентации теоретического материала, соотношения основного и дополнительного текстов, информационной насыщенности текстов, их стилистических особенностей и др. Эти и много других факторов определяют степень пригодности учебника для самостоятельной работы учащихся.
На современном этапе обучения рекомендуются такие способы презентации в учебниках учебного материала: сугубо практический; практический с элементами теории; эксплицитное представление сведений о языке и речи; представление материала с использованием подстановочных таблиц; представление материала в виде алгоритма (см.: Гудзик И. Ф. Компетентностно ориентированное обучение языку в начальных классах (в школах с украинским языком обучения). — Черновцы, 2007. — С. 151-158)
К сугубо практическому способу целесообразно обращаться на начальном этапе обучения языку (например, в курсе языка, изучение которого начинается с 5 класса). Он реализуется с помощью предметных и сюжетных рисунков и текстов к ним. Такой материал имеет целью развитие у учащихся языковых и речевых умений на практической основе. После просматривания рисунка и прослушивания текста учащиеся выполняют то или иное задание. Они находят на рисунке то, о чем говорится в рассказе; определяют, соответствует ли содержание рассказа рисунку; составляют по рисунку вопросы, отвечают на них; повторяют за учителем и заучивают наизусть текст; составляют собственное высказывание по данному учителем образцу и др.
На практической основе можно рассматривать также грамматические явления. В этом случае внимание детей лишь привлекается к этому явлению, их обучают правильно употреблять нужные слова и формы слов. При этом учитель не дает никаких разъяснений, не использует никаких терминов, так как это делается в процессе изучения систематического курса языка. Например, работу по усвоению предлогов с пространственным значением можно провести следующим образом. Дать пары слов (в — из, у—из, на — с) и несколько предметных рисунков, рассмотрев которые, учащиеся правильно произносят вслед за учителем данные предлоги; составляют вопросы и ответы на них по рисункам, предлогам и данным словам.
На начальном этапе обучения русскому языку целесообразно прибегать также и к такому способу подачи лингвистического материала, который не требует использования определений и правил, то есть к практическому с элементами теории. При этом осуществляется формирование начального представления у учащихся о таких понятиях, как звук, слог, ударение, слово, предложение. Школьников учат различать отдельные слова в предложении, звуки в слове, количество слогов в слове, ударение и др. Например, даются предметные рисунки, рядом схемы слов, состоящие из различного количества клеточек. Ученики рассматривают рисунки, говорят, что на них изображено; делят слова-названия на слоги, определяют ударение и устанавливают, к какому слову какая схема относится.
Обращение к эксплицитным (явно выраженным) сведениям о языке и речи уместно после начального обучения чтению и письму. Явно выраженные теоретические сведения могут быть представлены традиционным способом: их располагают сразу после фрагмента, заголовок которого определяет, какое языковое (речевое) явление изучается. Их включают также в упражнение. Такое упражнение, посвященное работе над определенным языковым или речевым явлением, содержит текст об этом явлении и задания к нему. Работая с ним, учащиеся могут читать его самостоятельно или слушать в исполнении учителя или соседа по парте. Иногда сведения об одних и тех же явлениях даются определенными «порциями», в разных упражнениях. Это дает возможность закрепить усвоенную по частям теорию, избежать ее формального усвоения.
Общение с книгой
Часто думают, что чтение всегда одинаково. Но это не так! Чтение может и должно быть разным, отвечать задачам читателя.
Различают чтение быстрое и чтение медленное. К быстрому чтению мы обращаемся, когда нужно найти что-то в тексте, быстро просмотреть его, определить, о чём он, и т. п.
А как быть, с таким материалом? «Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, едва высунешь язык, как его начинало щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная...» Это нельзя читать быстро. Это надо читать так, чтобы тоже защипало язык и подуло сырым холодом, чтобы эта самая волчиха из чеховского рассказа «Белолобый» встала перед тобой живая, дрожащая, чтобы ты ощутил её внутреннее состояние.
Встреча с книгой может быть безоглядной радостью, когда живёшь жизнью книжных героев. Но чтение -- это ещё и
сложная, кропотливая работа. Тогда книга не читается, а изучается. Тогда читатель учится делать выписки из книги, записывать её содержание в краткой форме.
Наконец, существуют чтение и перечитывание, чтение вслух и чтение молча. А чтение вместе? Вдвоём, с разговорами, спорами, воспоминаниями.
Чтение разнообразно как человеческая жизнь. Ведь общение с книгой — это общение с человечеством. (Из журнала).
Как видим; способы презентации учебного материала, отвечающие современному, компетентностному подходу к обучению языку, могут и должны занимать значительное место в процессе обучения, найти отражение в пособиях для учащихся.
Владимир Корсаков,
научный сотрудник Института педагогики АПН Украины
|