От наблюдений к выводам. О способах изложения учебного материала для самостоятельной работы | педагогика | методическое объединение | социальная педагогика
Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогический Олимп

Интересно
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Афоризм дня

Статистика

Каталог українських сайтів


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

От наблюдений к выводам. О способах изложения учебного материала для самостоятельной работы
14.09.2011, 22:31

От наблюдений к выводам

О способах изложения учебного материала для самостоятельной работы

В теории обучения актуальными являются утверж­дения о том, что учебник может представлять собой стратегическую (общую) и методическую модели (И. Я. Лернер), определенный сценарий учебного процес­са, предлагать не только содержание, но и методы, приемы обучения (М. М. Скаткин). Эта роль учебника особенно важна в том случае, когда тот или иной учеб­ный курс претерпевает существенные изменения, как это происходит сегодня в обучении русскому языку. Именно книги для учащихся призваны представить варианты реализации новых подходов к курсу, прежде всего — нового соотношения теории и речевой практи­ки в обучении, содействовать внедрению методов ра­боты, направленных на развитие коммуникативной компетентности. Работа с учебником должна быть ори­ентирована также на развитие у школьников умения самостоятельно работать с учебным материалом. Именно это является целью компетентностного обуче­ния, к которому мы стремимся.

Достижение этой цели требует, в частности, разно­стороннего анализа учебных материалов, помещенных в книге для школьников: способов презентации теоре­тического материала, соотношения основного и допол­нительного текстов, информационной насыщенности текстов, их стилистических особенностей и др. Эти и много других факторов определяют степень пригодно­сти учебника для самостоятельной работы учащихся.

На современном этапе обучения рекомендуются та­кие способы презентации в учебниках учебного мате­риала: сугубо практический; практический с элемен­тами теории; эксплицитное представление сведений о языке и речи; представление материала с использова­нием подстановочных таблиц; представление матери­ала в виде алгоритма (см.: Гудзик И. Ф. Компетен­тностно ориентированное обучение языку в начальных классах (в школах с украинским языком обучения). — Черновцы, 2007. — С. 151-158)

К сугубо практическому способу целесообразно обращаться на начальном этапе обучения языку (на­пример, в курсе языка, изучение которого начинается с 5 класса). Он реализуется с помощью предметных и сюжетных рисунков и текстов к ним. Такой материал имеет целью развитие у учащихся языковых и речевых умений на практической основе. После просматрива­ния рисунка и прослушивания текста учащиеся выпол­няют то или иное задание. Они находят на рисунке то, о чем говорится в рассказе; определяют, соответствует ли содержание рассказа рисунку; составляют по рисунку вопросы, отвечают на них; повторяют за учите­лем и заучивают наизусть текст; составляют собствен­ное высказывание по данному учителем образцу и др.

На практической основе можно рассматривать также грам­матические явления. В этом случае внимание детей лишь при­влекается к этому явлению, их обучают правильно употреблять нужные слова и формы слов. При этом учитель не дает никаких разъяснений, не использует никаких терминов, так как это де­лается в процессе изучения систематического курса языка. Например, работу по усвоению предлогов с пространственным значением можно провести следующим образом. Дать пары слов (в — из, у—из, на — с) и несколько предметных рисунков, рассмотрев которые, учащиеся правильно произносят вслед за учителем данные предлоги; составляют вопросы и ответы на них по рисункам, предлогам и данным словам.

На начальном этапе обучения русскому языку целе­сообразно прибегать также и к такому способу подачи лингвистического материала, который не требует ис­пользования определений и правил, то есть к практи­ческому с элементами теории. При этом осуществ­ляется формирование начального представления у учащихся о таких понятиях, как звук, слог, ударение, слово, предложение. Школьников учат различать от­дельные слова в предложении, звуки в слове, количе­ство слогов в слове, ударение и др. Например, даются предметные рисунки, рядом схемы слов, состоящие из различного количества клеточек. Ученики рассматри­вают рисунки, говорят, что на них изображено; делят слова-названия на слоги, определяют ударение и уста­навливают, к какому слову какая схема относится.

Обращение к эксплицитным (явно выраженным) сведениям о языке и речи уместно после начального обучения чтению и письму. Явно выраженные теоре­тические сведения могут быть представлены традици­онным способом: их располагают сразу после фрагмен­та, заголовок которого определяет, какое языковое (речевое) явление изучается. Их включают также в упражнение. Такое упражнение, посвященное работе над определенным языковым или речевым явлением, содержит текст об этом явлении и задания к нему. Ра­ботая с ним, учащиеся могут читать его самостоятель­но или слушать в исполнении учителя или соседа по парте. Иногда сведения об одних и тех же явлениях даются определенными «порциями», в разных упраж­нениях. Это дает возможность закрепить усвоенную по частям теорию, избежать ее формального усвоения.


Общение с книгой

Часто думают, что чтение всегда одинаково. Но это не так! Чтение может и должно быть разным, отвечать задачам чи­тателя.

Различают чтение быстрое и чтение медленное. К быстро­му чтению мы обращаемся, когда нужно найти что-то в тек­сте, быстро просмотреть его, определить, о чём он, и т. п.

А как быть, с таким материалом? «Был уже весенний ме­сяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, едва высунешь язык, как его начинало щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная...» Это нельзя читать быстро. Это надо читать так, чтобы тоже защипало язык и подуло сырым холодом, чтобы эта самая волчиха  из чеховского рассказа «Белолобый» встала перед тобой жи­вая, дрожащая, чтобы ты ощутил её внутреннее состояние.

Встреча с книгой может быть безоглядной радостью, ког­да живёшь жизнью книжных героев. Но чтение -- это ещё и

сложная, кропотливая работа. Тогда книга не читается, а изучается. Тогда читатель учится делать выписки из книги, записывать её содержание в краткой форме.

Наконец, существуют чтение и перечитывание, чтение вслух и чтение молча. А чтение вместе? Вдвоём, с разгово­рами, спорами, воспоминаниями.

Чтение разнообразно как человеческая жизнь. Ведь об­щение с книгой — это общение с человечеством. (Из жур­нала).

Как видим; способы презентации учебного матери­ала, отвечающие современному, компетентностному подходу к обучению языку, могут и должны занимать значительное место в процессе обучения, найти отра­жение в пособиях для учащихся.

Владимир Корсаков,

научный сотрудник Института педагогики АПН Украины



[1] В таблице данные учебники указаны в сокращенном виде.

Категория: Русский язык | Добавил: elena
Просмотров: 964 | Загрузок: 232 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Опрос
Считаете ли Вы, что русский язык должен быть обязательным предметом для изучения в Украине?
Всего ответов: 393

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz