Как «дружить» со своей памятью? | педагогика | методическое объединение | социальная педагогика
Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогический Олимп

Интересно
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Афоризм дня

Статистика

Каталог українських сайтів


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учись учиться

Как «дружить» со своей памятью?
31.03.2011, 19:17

Как «дружить» со своей памятью? 

    Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения, а также забывания информации. Память является жизненно важной, основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

    Память есть у всех живых существ, но более высоко она развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, которой обладают и животные, человек обладает и другими, более продуктивными видами памяти. В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

    Каждый день человеку поступает очень большое количество информации, но остается в памяти очень немногое. Как бы мы не старались, но запомнить всю входящую информацию наш мозг никогда не сможет. Чтобы запомнить как можно больше необходимых сведений, человек прилагает какие-либо усилия. Но насколько они целесообразны? В этом мы и попытаемся разобраться. Всегда ли студенты используют хотя бы малую часть того, чем можно облегчить запоминание экзаменационных билетов, лекций и формул?

    Техника запоминания материала рациональна и на долгий срок в обучении студентов очень важна и актуальна. Необходимо, чтобы каждый студент понял то, как без ущерба для себя выучить билеты и сдать экзамены на «отлично». Может быть, каждый возьмет для себя то, что ему покажется необходимым, и следующую сессию сдать будет проще, а слова « я ничего не помню» произнесены не будут. 

1. Определение объема произвольной памяти при запоминании слов. 

    УСТАНОВКА: прослушать 20 слов и записать по памяти: 

    Украинец, экономика, каша, татуировка, нейрон, любовь, ножницы, совесть, словарь, глина, масло, бумага, сладости, логика, стандарт, глагол, прорыв, свеча, вишня, дезертир. 

Анализ результатов: 

Кол-во правильно воспроизведенных слов х 100%

20 норма - 50-60%

2. Определение объема памяти при смысловом запоминании. 

УСТАНОВКА - прослушать и сделать зарисовку к словосочетанию.  

    • Счастливый день

    • Колокольный звон

    • Модная одежда

    • Артериальное давление

    • Темная ночь

    • Божий дар

    • Красивый пейзаж

    • Бездонное небо

    • Глубокий взгляд

    • Удачное приобретение

    • Системный подход

    • Зимний вечер

    • Легкая музыка

    • Проливной дождь

    • Звездное пространство 

Задание: по рисункам воспроизвести словосочетания. 

Анализ результатов:

 

     V= Кол-во прав. воспр. словосоч. х 100% / 15

    Норма - 80-90% 

    Прежде чем рассматривать конкретные способы запоминания информации, вспомним об основных видах и характеристиках памяти.

    Память – форма психического отражения, заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.

    Память бывает произвольной и непроизвольной. Непроизвольная – информация запоминается сама собой, без специального заучивания. Произвольная – информация запоминается с помощью специальных приемов.

    Также основными видами памяти являются зрительная и слуховая. Т.е. если у вас лучше развита зрительная память, то вы быстрее запомните материал, увидев его. Например, прочитав самостоятельно текст, лекцию. Вам лучше запомнится также то, что вы сами написали.

    Людям, у которых развита слуховая память, лучше запоминать материал на слух.

    Нет двух одинаковых людей – и для каждого из них, какой-то определенный способ запоминания информации будет наиболее эффективным. Что подходит для одного, может быть трудным для другого.

    Например, некоторые лучше понимают и запоминают материал, глядя на картинку или схему. Одни лучше усваивают информацию на слух, другие, видя перед собой печатный текст, а кто-то предпочитает и то и другое вместе.

    По словам ученого М. Левина, чтобы лучше запоминать материал, нужно его как-то видоизменить. Если это картина, опишите ее словами, если это фраза, представьте ее в виде схемы или рисунка. Такой подход делает запоминание более эффективным.

    С возрастом природно обусловленные виды памяти человека постепенно ухудшаются, и это происходит по нескольким параллельно действующим причинам. Во-первых, потому, что мозг как главный орган памяти человека со временем стареет и теряет свою способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. Во-вторых, данными ему от природы видами памяти человек с возрастом начинает пользоваться все меньше и меньше, так как они трудоемкие и малопродуктивные, значительно уступают тем новым видам памяти, которые человек приобретает и совершенствует в процессе жизни. В-третьих, зная особенности своей памяти, человек начинает чаще и больше пользоваться наиболее продуктивными ее видами, со временем перестает упражнять природно обусловленные виды памяти. От этого они еще более ухудшаются.

    У человеческой памяти много особенностей, Одна из самых важных в том, что память избирательна, т.е. она удерживает только то, что человеку необходимо. Номер телефона человека, с которым нужно срочно встретиться, запомнится сразу, а случайный сразу вылетает из головы. Отсюда вывод, учить, не стараясь выучить, учить без цели, без желания – пустое занятие, глупая трата времени и сил. Память изо всех сил сопротивляется, ей не нужно то, что мы учим.

    После длительного изучения процессов запоминания ученые сформулировали некоторые тезисы, благодаря которым запоминать информацию будет проще, а главное эффективнее: 

    1. Проявлять интерес. Человек гораздо охотнее запоминает то, что его увлекает.

    2. Связывать то, что узнали, с жизнью. Писатель и педагог Ричард Уивер11 писал: «Именно тогда, когда изучаемый материал непосредственно связан с жизнью, возникает искра, которая пробуждает разум и способность понимать».

    3. Пытаться вникнуть. Пытаясь вникнуть в суть дела, люди активизируют свой разум и память. Механическое заучивание всегда шаблонно, и не стоит подменять им глубокое понимание сути предмета.

    4. Сосредоточенность.

    5. Пересказывать своими словами. При этом информация разбивается на более мелкие части, которые легче перефразировать и запомнить. Те, кто умело делает записи, пользуется этим правилом, не записывая слово в слово.

    6. Ассоциировать с уже известным. Легче запоминать, ассоциируя новое с тем, что человек уже знает. Чем больше ассоциаций – тем легче запомнить.

    7. Яркие образы надолго запоминаются, потому по возможности представьте информацию наглядно.

    8. Повторяйте то, что уже знали. За 24 часа мы можем забыть до 80% новой информации. Но если кратко повторять изученный материал через день, неделю, месяц и даже через полгода, мы намного лучше запомним его и даже можем воспроизвести со 100% -ной точностью. 

    Есть еще механические особенности запоминания, выделенные учеными, изучавшими этот процесс. 

    1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Чтобы запомнить двадцать строк, надо не в два раза больше времени, чем на десять строк, а гораздо больше. Но чем больше объем заученного материала, тем дольше он сохраняется в памяти: один большой отрывок прозы выгоднее учить, чем короткое изречение.

    2. Как уже говорилось, при одинаковой работе количество запоминаемого материала тем больше, чем выше степень понимания. В опыте 15 бессмысленных слогов пришлось повторять двадцать раз, пятнадцать отдельных слов – 8 раз, пятнадцать слов, связанных по смыслу, -3 раза.

    3. После того, как материал удалось по памяти воспроизвести, можно заканчивать работу. Дополнительные повторения, возможно, ни к чему, однако они увеличивают сохранность материала в памяти.

    4. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Это значит, что учить лучше с перерывами, чем подряд. Лучше учить понемногу (10-15мин.) много дней, чем помногу (1-2ч.), но несколько дней.

    5. До 16 строк текста лучше учить целиком.

    6. Чем больше времени мы тратим на воспроизведение материала по памяти вместо многократного чтения, тем лучше.

    7. Из двух материалов, большего и меньшего, лучше начинать с большего.

    8. Если во время отдыха между заучиванием и повторением человек спал, то материал почти не забывается, если бодрствовал и занимался другими делами, то он забудется. 

    Определение доминирующего типа памяти 

    Для определения доминирующего типа памяти предлагается материал для запоминания разными способами: зрительно или на слух. При этом отдельно оценивается продуктивность запоминания материала разными способами и в результате сравнения делается вывод о преобладающем виде памяти.

    Для запоминания даются, например, следующие четыре ряда слов: 1. Рука, шкаф, перо, часы, стул, мысль, окно, ручей, свитер, арбуз. 2. Радио, нога, дерево, мороз, шайба, ворон, кнопка, лампа, чашка, карта. 3. Машина, голос, столб, ковер, амбар, духи, станок, группа, мебель, сапог. 4. Рамка, конь, весы, скрепка, тигр, костюм, вилка, стена, цветок, число. 

    В первом случае человеку зачитываются слова из первого, а затем из второго рядов, во втором – он сам читает слова из третьего и четвертого рядов (слова должны быть предварительно написаны на листе бумаги). На зачитывание каждого ряда дается 10 сек. После этого испытуемый воспроизводит соответствующий ряд. Определяется количество правильно воспроизведенных по памяти слов. По уже известной формуле: 

M/К3 = N х 100% 

    Определяется коэффициент запоминания для каждого ряда. При этом вычисляется средний коэффициент зрительного и средний коэффициент слухового запоминания соответствующих рядов. Они сравниваются между собой и устанавливается доминирующий у данного человека тип памяти. 

Используемые источники: 

    • Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы – М; Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003 – 288 с.

    • КАРНЕГИ Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Пер. с англ.- М. Вече. 2003 – 656 с.

    • Степанов С.С. К чему лежит душа? Ваша жизнь в вопросах и ответах; Путеводитель по внутреннему миру – М: Дрофа – Плюс, 2003 – 336 с.

    • Полная карманная энциклопедия. Психологические тесты -М: Изд-во Эксмо, 2003 – 608 с

 

Категория: Учись учиться | Добавил: elena
Просмотров: 551 | Загрузок: 252 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Опрос
Считаете ли Вы, что русский язык должен быть обязательным предметом для изучения в Украине?
Всего ответов: 393

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz