Как эффективно работать на лекции? | педагогика | методическое объединение | социальная педагогика
Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогический Олимп

Интересно
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Афоризм дня

Статистика

Каталог українських сайтів


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учись учиться

Как эффективно работать на лекции?
31.03.2011, 19:10

Как эффективно работать на лекции?

    Специфической особенностью старших классов является чтение лекций по каким – либо дисциплинам. Чтение лекций – это серьёзный учебный процесс, который помогает учащимся глубже понять изучаемый ими материал. Обычно работа на лекции представляет большую трудность для учеников,поэтому мы решили проанализировать предполагаемую работу на лекции, для того, чтобы увидеть аспекты, которые предполагают наибольшую трудность для учащихся. Также, здесь предлагаются различные советы, как лучше понять лекционный материал и запомнить его.

    Чтение лекций – это акт вербального общения, и следовательно, акт коммуникации. Лекция – деловая научная речь. Обычно она подготовлена заранее и своей развёрнутостью приближается к письменной речи. Лекция, которую читают в аудиторных условиях, т.е. при непосредственном контакте со слушателями, более или менее эмоциональна, но не менее ситуативна, чем другие виды устной речи. Между источником информации (лектором) и приёмником информации (конспектирующим) существует взаимосвязь. Речь лектора строго монологична. Это не означает, что между лектором и аудиторией нет обратной связи. Как правило, лектор постоянно следит за реакцией аудитории и корректирует свою речь в зависимости от наблюдаемой реакции. Обычно работа на лекции представляет большую трудность для учащихся. Слушать, думать и быстро записывать одновременно получается далеко не у всех. Самой главной ошибкой учащихся является желание записать за лектором всё дословно. Делать этого совершенно не нужно. Стоит записывать и фиксировать только самое главное: определения, законы, основные цифры, всё остальное записывать кратко. При записи лекции, не стоит забывать о приёмах пространственной записи: абзацы; выделение на отдельную строку; отступы разной величины от начала строки; использование заглавных букв и печатных букв, рамок вокруг наиболее значимых слов или фраз; звёздочек на полях против важных фактов (также можно использовать любые знаки, которые подчёркивают важную информацию); подчеркиваний и т.д.

    Для скорозаписи лекции ученики часто используют приёмы сокращения слов. Существует большое количество их вариантов, важно, чтобы они были понятны даже через длительное время. К наиболее часто встречающимся можно отнести следующие:

    1. Можно не дописывать окончания слов или даже отдельных предложений. В этом случае необходимо оставить место для их последующего дополнения. До-работку следует делать сразу после лекции, иначе можно потерять смысл записанного.

    2. Запись слова по первому и последнему слогам, например, общепринятые сокращения: ун-т (университет); лит-ра (литература); об-во (общество); гос-во (государство) и т.п.

    3. Словосочетания, которые часто встречаются в тексте лекции, можно записывать начальными буквами, т.е. аббревиатурой. Например, ВР (воспитательная рабо-та), СО (содержание образования), УВП (учебно-воспитательный процесс), ЛОО (личностно-ориентированное образование) и др.

    4. «Кванторизация» (переворот буквы) – этот приём используется для сокращения вспомогательных слов типа «каждый» - , «рассмотрим» - ; для слов длинных и часто употребляемых.

    5. «Буква в обёртке» - начальную букву слова обводят кружком. Этот приём используется для сокращения терминов, характерных для данной науки.

    6. Запись некоторых слов на иностранном языке. Важно, чтобы на иностранном языке слово было короче, чем на русском. Например, «if» – если, «some» - некоторые. Используются общепринятые в иностранных языках сокращения: z B. – «например» (немецкий), NB – "обратить внимание” (английский).

    7. Использование условных обозначений, принятых в других науках, например, в математике: < - меньше, > - больше, t – температура, = - равно, + - прибавить, - - вычесть, ! – обратить внимание, ? – вызывает сомнения.

    8. Можно воспользоваться так называемой "арабской грамотой” – записью только согласных букв в слове. Лучше записывать таким способом слова, которые начинаются и заканчиваются на согласные буквы. Например, пдрстк – подросток, всптнк – воспитанник, днвк – дневник и др.

    9. Использование иероглифов, которые пишутся одним росчерком.

Противоречие:

    - Иногда ученики пользуются некой пиктограммой, которую придумывают сами.

    При конспектировании можно пользоваться схематическими записями, которые могли бы помочь усвоить и запомнить информацию.

    Также существует ещё один приём записи – это рубрикация: размеры заголовков, расположение заголовков разных уровней, хорошо, когда заголовки выступают в какую-нибудь сторону, чтобы их можно было легче найти.

    Не следует писать «сплошным текстом», так как его очень трудно читать и, следовательно, воспринимать.

    Цветовой элемент в записи облегчает чтение и запоминание деталей. Различным цветом выделяются части записи, которые имеют разную значимость. Но следует помнить, что не стоит употреблять много цветов, вполне хватит двухтрёх, потому что если будет использоваться множество различных цветов, трудно будет найти важную информацию.

    Все эти приёмы помогут конспектировать лекцию в два-три раза быстрее.

    Самым сложным, но наиболее эффективным приёмом записи лекции является переработка фразы, т.е. переформулировка того, что говорит лектор. Задача студента состоит в том, чтобы, не теряя смысла сказанного лектором, записать информацию короче, чем она звучит. На самом деле, как в печатном тексте, так и в звучащем на лекциях, количество необходимой информации составляет в среднем 25%. Всё остальное стоит на втором месте и не так важно. Но определить, что в материале главное, а что второстепенное, не так-то просто. Для этого требуется постоянная тренировка.

    В качестве образца можно перефразировать содержание текста ( отрывок из книги У. Глассера «Школы без неудачников») :

    «…Итак, критический возраст – от 5 до 10 лет. Неудачи, с которыми надо бороться в течении всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Процесс их увеличения обычно можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения, которые помогут ребёнку реализовать основные потребности. Любой ребёнок, так или иначе, подвержен влиянию среды, семьи и собственных генетических особенностей. Удивительно, что независимо от перечисленных факторов возраст 10 лет обычно является критической точкой отсчёта. До этого возраста положительный школьный опыт может благотворно сказаться на достижении успеха. Однако по достижении 10 лет одного успешного опыта обучения в начальной школе уже мало, дело осложняется тем, что почти сразу же ребёнок переходит в среднюю школу, где, к сожалению, педагогическая коррекция возникающих перед ним проблем практически отсутствует».

    Смысл этого отрывка можно передать с помощью всего одного предложения: «Хотя детям можно помочь пережить успех на любом этапе обучения, самое главное – не упустить время в начальной школе».

    Для того, чтобы хорошо усвоить содержание лекции, необходимо к ней заранее подготовиться. Для этого нужно хорошо проработать материал предыдущей лекции, т.е:

    • прочитать и запомнить информацию;

    • изучить соответствующую тему по учебнику;

    • законспектировать предложенную на лекции литературу;

    • проверить себя, насколько успешно усвоена тема.

    Во время лекции главная задача студента состоит в том, чтобы осмысленно воспринимать материал и стремиться к его усвоению. Для этого необходима высокая вниматель-ность, проявление мыслительной активности, волевых усилий. Для поддержания про-извольного внимания и активного мышления нужно записывать план лекции и в ходе лекции постараться найти ответы на поставленные в плане вопросы, т.е. мысленно вычленить важнейшие смысловые положения лекции. Если вы знакомы с содержанием темы по учебнику, вы невольно будете сравнивать преподавателя с содержанием учебника, а значит активно мыслить.

    Слушание и конспектирование лекции представляет собой лишь первый шаг в усвоение материала. Чтобы добиться более глубокого понимания, необходима дальнейшая работа. Начинать её следует с чтения и доработки конспекта лекции в тот же день. Нужно устранить в нём непонятные сокращения, дописать незаконченные предложения, уточнить формулировки, иногда дополнить конспект фактическим материалом, подчеркнуть наиболее важные положения лекции, выделить некоторые формулировки, выводы. После этого следует ещё раз прочитать лекцию для того, чтобы глубже осмыслить и усвоить материал, обращая внимание на основные положения, на правила, выводы, формулировки.

    На следующем этапе работы над лекцией необходимо сделать конспект предложенной литературы, выполнить практические задания. Накануне занятий стоит пересказать основные положения лекции, т.к. только свободное воспроизведение материала является первым признаком его усвоения.

    Также при конспектировании лекции следует применять резервы своей памяти, а также разные её виды. В зависимости от содержания запоминаемого материала память бывает двух видов: образная – запоминание того, что мы видим, слышим, ощущаем; смысловая – запоминание мыслей, рассуждений, значения слов и условных знаков(математических, химических и т.д.).

    В зависимости от используемых органов чувств память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную (например, мы лучше запоминаем то, что записываем).

    Известно, что человек обладает долговременной и кратковременной памятью. Каждый человек хранит в долговременной памяти определённое количество информации, т.е. каждый из нас обладает некоторым запасом знаний. В процессе общения людей с разным уровнем подготовленности может возникнуть та или иная степень непонимания. С точки зрения коммуникативной теории, между этими людьми существует коммуникативное отставание. При конспектировании коммуникативное отставание между лектором и конспектирующим играет немаловажную роль. Нарушение допустимых величин такого отставания приводит к неполноценному конспектированию или прекращению конспектированию, т.е. при слишком больших величинах такого отставания качественное конспектирование становится невозможным, а при слишком больших величинах такого отставания качественное конспектирование становится невозможным, а при слишком малых – нецелесообразным.

Чем лучше понять – тем лучше запомнить

    В обычной жизни действует память непроизвольная: мы многое запоминаем без всяких усилий со своей стороны. Но для учёбы часто нужна память произвольная, которая действует лишь тогда, когда мы преднамеренно хотим что-то запомнить. Запоминание будет намного лучшим, если мы поняли изучаемый материал, а не механически его зазубрили.

    Также рекомендуется использовать все виды внимания.

    Непроизвольным называется внимание, которое возникает само собой, без каких-то усилий со стороны человека. Например, вы сразу же обращаете внимание на но-вую учебную картину, принесённую на урок или лекцию учителем, или без всякого принуждения внимательно слушаете учителя, если он рассказывает о чём-то для вас интересном.

    Но очень часто в ходе любой деятельности необходимо произвольное внимание, т.е. такое, которое возникает не само собой, а в результате волевого усилия. На уроке или лекции нередко бывает, что приходится изучать материал, который не вызывает интереса, но вы понимаете необходимость его изучения и поэтому заставляете себя быть внимательным.

    Если же вы постепенно заинтересовались содержанием урока или лекции, вам уже нет необходимости поддерживать своё внимание насильно. Так возникает послепроизвольное внимание.

Основа внимания – понимание

    Попробуем слушать радиопередачу на неизвестном иностранном языке. Сможем ли мы долго сохранять наше внимание? Конечно, нет: ведь мы ничего понять не в состоянии. То же самое происходит и тогда, когда серьёзную музыку пытается слушать человек, ещё не научившийся её понимать. Стало быть внимание вызывает лишь такой изучаемый материал, который понятен. Поэтому надо как можно более глубоко и всесторонне его осмысливать. Можно заставить себя быть внимательным и в том случае, если воспринимаемый материал ещё непонятен, но вы настойчиво пытаетесь его понять.

Советы, как эффективно работать на лекции

    1. Чтобы эффективно работать на лекции, следует прежде всего внутренне настроиться на предстоящую работу, т.е. осознать её необходимость и поставить перед собой определённую цель.

    2. Нужно и внешне сосредоточиться на предстоящей работе: сесть ровно за партой и смотреть в лицо учителя, а не в окно; настроиться на предстоящую работу. Образно говоря, нужно самому себе дать команду, которую подают солдатам, чтобы они внимательно выслушали приказ: «Смирно!».

    3. Нельзя позволять себе отвлекаться от начатой работы. Наиболее трудно сохранять внимание в самом начале работы, поскольку вы в неё ещё не втянулись. Для этого требуется проявить немалую силу воли. Тем более, когда работа почемуто не по душе. «Если нам предстоит неинтересное занятие, - советует психолог Ф.Н. Гоноболин, - чтобы избавиться от неприятного чувства, которое оно у нас вызывает, надо скорее приняться за дело и хотя бы 5-10 минут не отвлекаться».

    4. Всякий учебный материал, будь это параграф в учебнике или рассказ учителя, или лекция, имеет главное и не главное содержание. К главному относятся основные мысли, выводы. К неглавному – примеры, факты, цифры и другие сведения, которые помогают усвоить основные положения. Как говорил М. Горький, кто не умеет отделить главное, существенное от второстепенного, тот жарит курицу с перьями.

    5. Также очень важно знать, что для эффективной работы необходимо подготовить своё рабочее место. Немногие студенты знают, что нужно обязательно сидеть на стуле со спинкой, потому что сиденье без опоры на спину быстро утомляет. Также следует следить, чтобы ноги опирались всей ступнёй на пол или на подножку стола ( на специальную подставку для ног). Ещё желательно, чтобы расстояние от глаз до поверхности стола – 35см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони.

    6. Не рекомендуется пользоваться тяжёлыми ручками, так как увеличение веса даже на 1г усиливает утомление.

    7. Утомление наступает очень быстро, если человек работает при шуме. Борьба с шумом – борьба за здоровье. Доказано также, что вредно заниматься под звуки музыки, даже если она звучит очень тихо: такой музыкальный фон затрудняет запоминание и понимание изучаемого материала.

    8. В школе, для отдыха служат перемены между уроками. Но некоторые учащиеся не умеют разумно использовать эти немногие минуты: проводят их за партой в аудитории, которую не успели проверить, или же стоят в углу коридора, уткнувшись в учебник, чтобы приготовиться к предстоящему опросу, который будет проводиться по какому-либо предмету. Во время перемены полезно побольше двигаться, отвлечься от учебных дел беседой с друзьями, побывать (если есть такая возможность) на свежем воздухе, послушать негромкую, успокаивающую музыку.

    9. Также можно освоить несколько упражнений для кисти рук.

А. Упражнение на независимость движений пальцев: положите свободно руку на стол, округлите пальцы и поставьте их так, чтобы кончики пальцев свободно касались стола. Затем попробуйте каждым пальцем несколько раз постучать по столу. При этом следите, чтобы остальные пальцы не двигались и не напрягались. Мышцы рук должны тоже оставаться свободными.

Б. Упражнение на развитие круговых вращательных движений пальцев: большим пальцем сделайте несколько круговых движений по часовой стрелке и обратно по подушечкам остальных пальцев, начиная с указательного. Большое затруднение вы встретите при движение по подушечке мизинца. Пусть это вас не огорчает, постепенно вы научитесь производить подобное движение легко и свободно.

В. Упражнение на расслабление мышц рук: встаньте, поднимите вытянутые руки вверх. Затем расслабьте мышцы пальцев. При этом они должны повиснуть в свободном состоянии. После этого расслабьте мышцы кистей рук, они тоже должны повиснуть. Необходимо следить, чтобы сами руки при этом были напряжённо вытянуты вверх. Следом за кистями рук освобождаются предплечья, они должны упасть до уровня плеч. Затем освобождаются все руки и падают свободно вниз.

Практические задания

    1. Закончите следующие тезисы:

    • «Чтение делает человека знающим, беседа находчивым, а привычка записывать…».

    • «Запечатляйте …, всё, что не в силах память удержать». (В. Шекспир).

    • «Не записанная мысль есть потерянный …». (Д.И. Менделеев).

    2. Определите скорость вашего письма.

    Для этого вам нужно в течение одной минуты записывать текст, который не требует обдумывания (можно писать известные вам имена, числительные словами, хорошо знакомое стихотворение, песню, и т.д.). Посчитайте количество букв, в записанных вами словах.

Материал в полном объме можно скачать с сервера.

Категория: Учись учиться | Добавил: elena
Просмотров: 1758 | Загрузок: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Опрос
Считаете ли Вы, что русский язык должен быть обязательным предметом для изучения в Украине?
Всего ответов: 393

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz