Как научиться рационально читать? | педагогика | методическое объединение | социальная педагогика
Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогический Олимп

Интересно
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Афоризм дня

Статистика

Каталог українських сайтів


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учись учиться

Как научиться рационально читать?
13.03.2011, 21:57
Как научиться рационально читать?
      Ученика можно оценить уже по тому, что и как он читает. Как справедливо писал А.И. Герцен: «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хорошо только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты». Для учащегося умение читать является одним из условий его успешного учения. Прежде всего, нужно уяснить для себя, что существуют разные виды чтения. Какой из них вы для себя выбираете в данном конкретном случае, зависит от задач, которые перед вами стоят.
       Чаще всего специалисты говорят о трех основных видах чтения:
1. Поисковое (просмотровое, ориентировочное): используется для предварительного ознакомления с книгой (статьей). Главная задача- обнаружить, есть ли в книге необходимая для нас информация. Для этого, мы обычно просматриваем оглавление, читаем аннотацию, знакомимся с предисловием или заключением автора. Пробежав взглядом по некоторым страницам, стараемся заметить нужную информацию. Иногда такого чтения бывает вполне достаточно, чтобы составить представление о книге, об основных идеях автора, некоторых особенностях работы.
Если попытаться определить последовательность действий при этом виде чтения, то получится следующее:
• выделите заголовки и рубрики для того, чтобы получить общее представление о содержании и структуре текста. Заголовок или рубрику можно представить в виде вопроса.
Например, заголовок «Система воспитания как условие развития личности» можно преобразовать в вопрос: «Какова должна быть система воспитания, чтобы сформировать растущего человека как личность?»;
• просмотрите первый и последний абзацы с тем, чтобы получить общее представление о содержании;
• бегло просмотрите весь текст;
 • поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: «Что мне известно по данной теме?», «Что мне предстоит узнать?» благодаря просмотру подзаголовков и рубрик и преобразования их в вопросы, ваше чтение становится активным, становится понятной цель чтения, появляется связь между новой информацией и имеющимися знаниями.
 2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть необходимость более подробно уяснить какую-то определенную информацию. В том случае мы обращаем внимание только на те разделы книги (текста), которые нам необходимы.
3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) - его главная задача- понять и запомнить прочитанное. При этом мы обращаем внимание на детали, анализируем информацию, даем ей оценку, критически осмысливаем и оцениваем прочитанное.
Это самый серьезный вид чтения, требующий вдумчивого отношения.
 Для эффективного чтения можно предложить такую последовательность действий:
• Обзор и просмотр: просмотрите введение, оглавление, резюме для того, чтобы получить общее представление.
 • Анализ- задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивирован ваш выбор.
• Активное чтение- по мере чтения выделяйте основные мысли, сформулируйте их письменно. Запишите возникающие вопросы. Закончив работу, проверьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.
• Развитие мысли- попытатайтесь изложить свою собственную точку зрения относительно прочитанного.
 • Все виды чтения взаимосвязаны между собой и нужно уметь читать по-разному. Результативность чтения определяется степенью усвоения материала и количеством затраченного на это времени. Читать быстро- немаловажное умение для учащихся. Средней скоростью чтения считается 200-250 слов в минуту.
             Однако истории известны люди, которые читали очень быстро, (О.Бальзак, А.Эдисон и др.). Джон Кеннеди, например, читал со скоростью примерно 1200 слов в минуту. Для того, чтобы читать быстро, нужна тренировка по специальным упражнениям.
          Но уже сегодня вы можете повысить скорость, если обратите внимание на наши рекомендации. Они помогут избежать некоторых недостатков, которые мы часто допускаем при чтении:
 • Читайте без артикуляции, не проговаривайте слова, внутренняя речь значительно снижает скорость чтения;
 • Читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;
• Читайте не словами, а целыми строками, расширяя периферийное зрение;
 • Читайте без регрессий, т.е. не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;
 • Читайте внимательно, отсутствие внимания при чтении приводит к тому, что чтение происходит механически и смысл прочитанного не доходит до сознания;
• Читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.
      Приемы фиксации информации при чтении Студент читает для того, чтобы усвоить материал, запомнить его. Читать лучше с карандашом в руке, делая по ходу чтения пометки, записи. Первичная фиксация информация может быть сделана таким образом: подчеркивание в книге, пометки на полях. Однако таким способом можно работать только со своей собственной книгой, но никак не с библиотечной. Для пометок на полях можно воспользоваться такой системой обозначений: ! - очень важно; ? - вызывает сомнение, непонятно; V - основное, обратите внимание; = - вывод, резюме, итог; В - выписать и др. Пометки и подчеркивания можно делать на листе кальки, который накладывается на страницу (листы нужно пронумеровать); выписки и пометки можно делать на закладках. Чтобы запоминание проходило успешнее, можно записывать самое главное в виде планов и тезисов, а можно сделать запись более подробную в виде конспекта.
       План - это краткая программа какого-нибудь изложения; совокупность кратко сформулированных мыслей-заголовков, в сжатом виде представляет смысловую структуру текста. Достоинства плана заключаются в том, что это самая краткая запись, которая отражает последовательность изложения и обобщает прочитанное; восстанавливает в памяти содержание источника; заменяет конспекты и тезисы; помогает составлению записей и т.п. Достоинства планa Удачно составленный план прочитанной книги говорит в конечном итоге об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его, наряду с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму записи. Самая короткая запись. Именно благодаря этому план легко, переделывая, совершенствовать как по существу, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета. Нагляден и обозрим. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последовательность изложения материала. Обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения. В этой записи есть уже элементы общения, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах. Восстанавливает в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной проработке материала.
      План, составляемый к крупным произведениям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени возобновлением работы воспроизвести в памяти прочитанное ранее. При этом напоминает лишь самое главное, существенное, если, конечно, читатель хорошо овладел материалом. Помогает составлению записей. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно составить и другие, уже более подробные и обстоятельные записи- конспекты, тезисы, рефераты. С помощью плана составлять их проще. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданию конспекта или тезисов. С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле подробные ответы на вопросы плана говорят о хорошем усвоении). План настолько помогает сосредоточиваться даже при сильно рассеянном внимании и умственном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор. В этом случае обычно нет надобности составлять план ко всему материалу подряд. Достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая ранее не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться быстро. Попутно с чтением составление плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысли читаемого, отображать его в виде заголовков содержания, мобилизует внимание. А если читающий все же отвлекается, ему следует бегло прочитать пункты составленного ранее плана и мысленно раскрывать их содержание. Потерянная было связь быстро восстановится. А при новом сплошном, дословном чтении книжного текста не только теряется время, но и повышается утомляемость. Формулировка плана только называет то, о чем нужно сказать. То, что нужно сказать может быть сформулировано в тезисе.
       План может быть простым, когда фиксируются основные мысли в пунктах плана, и сложным, с детализацией каждого пункта подпунктами.
       Действия при составлении плана могут быть такими:
• Просмотрите текст и разделите его на законченные отрывки. Ориентиром могут служить абзацы текста, хотя не всегда смысловая граница проходит по ним.
• Определите основную мысль каждой части, опираясь на ключевые слова и фразы, и сформулируйте ее.
• Уточните формулировки и последовательно их запишите. Если вы поставите к каждой смысловой части вопрос и запишите его, у вас получится вопросный план. Запись планов, накопление их Чтобы избежать нерационального переписывания, главные заголовки сложного плана выделяют из подробного простого, подчеркивая часть пунктов.
       Если сделать этого нельзя, заголовки выписывают в отдельные графы (тем самым как вписывают между простыми пунктами). При уплотненной записи заголовки приходится выносить на поля и отсылать стрелкой к нужному месту. Вот почему опытные читатели стараются писать планы с большими интервалами между пунктами и с достаточными для дополнений полями. Если черновую разработку такой формы записи плана можно рекомендовать как полезную, но не обязательную, то для схем-пунктов, черновик в большинстве случаев необходим. Иначе не получит полноценной схемы. Запись любых планов желательно делать так, чтобы ее легко можно было увидеть в целом. Для этого пункты записывают на одном большом листе бумаги (всего лишь с одной стороны) или на нескольких листах, но опять-таки не используя их оборота. Тогда, если нужно, читатель сразу сможет увидеть все пункты (листки для этого раскладывают один под другим, чтобы не переворачивая их скользить взглядом по всей записи). Большого объема сложный план полезно записывать в нескольких вариантах. Пример из нашей книги: отдельно выписать основные разделы- чтение, рабочий каталог, записи, в библиотеках, техника, а затем полное оглавление, раскрывающее по пунктам подробно все содержание глав.
      Планы накапливают и хранят: 1) в отдельных тетрадях, 2) в конвертах, 3) в самом источнике (в этом случае они могут быть записаны на полях, скажем, в газете или приложены на вкладных листках), 4) в каталоге ( на карточках или на листках, сложенных «гармошкой» в формат карточек).
Ограниченность применения
Читателю полезно знать о тех недостатках плана, которые ограничивают применение этой формы записи как независимой. План говорит лишь, о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т.е. не передает фактического содержания, а лишь скупо упоминает о нем, о схеме его расположения. Отсюда вывод: планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст вскоре после составления плана. Лишь в этих случаях не потребуется вновь обращаться к источнику. Когда же план как форма записи не может выполнить тех задач, которые стоят перед читателем, приходят на помощь другие виды записей: выписки, а также тезисы, конспекты, рефераты.
        Также, чтобы лучше происходило запоминание, можно использовать и тезисы. Тезисы - это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей, положений книги. Они могут быть выражены в форме утверждения или отрицания. Тезисы дают возможность раскрыть содержание, ориентируют на то, что нужно запомнить или сказать.
        Действия при составлении тезисов могут быть следующие:
• В каждом абзаце текста выделите ключевые предложения, несущие смысловую нагрузку.
 • Опираясь на выделенные предложения, сформулируйте основную идею абзаца распространенным предложением.
 • Склассифицируйте основные идеи и кратко сформулируйте то, что они передают. Доказательства тезисов Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей? • Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют обобщить материал, дать суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведения. • Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нем, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные положения.
• Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей. • Ни одна запись так хорошо не помогает составить доклад, дать основное содержание материала для просмотра оппоненту. Тезисы ценны, а часто совершенно необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. Суть вопроса ими особенно акцентируется, заостряется. Тезисы крайне облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям и убеждениям других. Обратите внимание- именно убеждениям. Ведь порою, автор может незаметно, четко не формулируя, проводить определенную мысль. Цель исследователя- выявить ошибочные суждения и сделать нужные выводы, хотя бы они явно и не были сформулированы автором. Умение правильно тезировать материал говорит об уровне подготовленности читателя, понимании темы, степени овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой. Из этого ясно, что хотя тезисы и представляют довольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а тем более текстуальных выписок. Основные, простые, сложные тезисы Основные тезисы- это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер главных выводов. Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отображающую содержание всего материала, иногда, правда, под тем или иным углом зрения (тематическая запись). Интересно, что основные тезисы, носящие характер «главных тезисов», взятые из любой части произведения, могут так или иначе определять дальнейшее содержание повествование, могут, таким образом, связывать его части. Заключительные основные тезисы должны обобщать содержание предыдущих, а не быть оторванными от них. Простые тезисы- это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект, реферат и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. Поясним эти понятия в их сравнении. Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько, и , более того, не из каждой части произведения их удается выделить. Там могут быть обоснования, примеры, аргументы и доказательства, постепенно подводящие читателя к главному выводу в самом конце книги, иногда только в выводах к ней. Простые тезисы удается выделить из всех частей произведения вне зависимости от его общей направленности, причем даже при первоначальном ознакомлении с ним. В противоположность этому основные тезисы можно успешно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом. Известный совет делать записи только после ознакомления со всем произведением особенно относится именно к такому виду записи. К каждому основному тезису может быть составлено несколько (иногда-много) простых, разъясняющих и раскрывающих основной тезис. Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные тезисы, подпунктам-простые. Так мы подошли к определению третьего типа тезисов. Записи, включающие два вида тезисов (простые и основные), называются сложными тезисами. Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая, поясняя их содержание. Это очень полезный и достаточно совершенный вид фиксации прочитанного. Хорошо написанные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками (иллюстрирующими, раскрывающими детали тезисов), как мы увидим, могут составить прекрасный конспект или реферат.
        Тезисы-цитаты Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при написании рецензий и аннотаций для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах. Но тезисы-цитаты иной раз могут быть очень длинными. Потому полезно составлять к ним пункты плана. Для ускорения записи тезисов-цитат иногда удобно пользоваться вкладными листками или шифрами. Такие тезисы-цитаты могут быть привлечены для сравнения положений, взятых из ряда источников: нетрудно будет открыть нужные места, например, в двух книгах и читать, сравнивая положения, отобранные с помощью шифров-цитат или вкладных листков. Тезисы составляются так. После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. При этом разбивают текст с помощью плана или без него- отчеркиванием и подчеркиванием, вехами на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его чтение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Один из тезисов (первый, открывающий запись, или завершающий ее, последний) наиболее общий и в той или иной мере определяет содержание остальных или подытоживает все предыдущие. Не исключено, что ряд положений потребуется объединить не в порядке их следования в книге, а в их логической связи, важной для записывающего. Чтобы не осложнять при этом поиск по записи нужных мест в книге, полезно связывать отдельные тезисы с текстом подлинника с помощью ссылочных страниц, шифров или вкладных листков, отсылающих к источнику (даже к нужному абзацу, а то и к отдельной строке). ________________________________________
        Задания для самостоятельной работы
Задание №1. Как вы читаете? Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки его традиционного метода, полезно провести анализ своего чтения. Чтение, даже самое несовершенное, в значительной степени процесс непроизвольный, интуитивный. Чтобы провести анализ персонального чтения и подметить его недостатки, предлагаем ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваются самим читателем соответствующим числом баллов.
 1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив? Всегда очень четкую и чтение мотивировано 10 Всегда приблизительную и без мотива 6 Иногда 4 Лишь изредка 2 Никогда 0 2. Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи? Постоянно меняю 10 Иногда 6 Скорость определяю перед началом чтения заранее 4 Всегда читаю со средней скоростью 2 Всегда читаю очень медленно 0 3. Удается ли целиком сосредоточиться на тексте? Удается всегда 10 В основном удается 6 Лишь в случае, если материал очень интересный 4 В редких случаях 2 не удается 0 4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста? Построение текста чувствую всегда 10 Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быстро 6 После прочтения небольшой части уже представляю себе структуру 4 Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст 2 На структуру не обращаю внимания 0 5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя бы части его? Могу всегда 10 Могу, если текст легкий 6 Иногда 4 Изредка 2 Не могу 0 6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту? Никогда 10 Если есть незнакомые места, то возвращаюсь 6 Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов 4 Иногда, если не понимаю смысла текста 2 Возвращаюсь часто по различным поводам 0 7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы? Голова и руки всегда без движения 10 Иногда двигаю головой 6 При чтении важных мест вожу пальцем по тексту 4 Часто 2 Всегда так делаю 0 8. Проговариваете ли вы вслух про себя то, что читаете? Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю 10 Не могу ответить точно 6 Произношу отдельные (трудные) слова 4 Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст 2 Всегда читаю с артикуляцией 0 9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете? Возникают всегда 10 Иногда 6 Затрудняюсь ответить 4 Очень редко 2 Никогда 0 10. Как двигаются ваши глаза при чтении? Вертикально, плавно и быстро по середине страницы 10 Зигзагообразно от строки к строке 6 По диагонали 4 С остановками на каждой строчке 2 С остановками на каждом слове 0 Общее число баллов сумма = Опыт проведения этого анкетирования дает следующие результаты: профессиональный читатель получает общее число баллов 100, обученный навыкам быстрого чтения - от 50 до 80; рудированный (но не обученный быстрому чтению) - от 40 до 50; большее число читателей получает от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения. Задание №2. Чтобы лучше развить свое чтение используется «гимнастика для глаз», так как глаза – это необходимый орган для чтения. Возьмите любую книгу. Открыв ее, начинайте быстро читать про себя первое и последнее слово на строке. Остальные слова не читайте, а только прослеживайте глазами. Читайте в течение пяти минут. Это упражнение тренирует мышцы глаз, улучшает их двигательную способность.
 
Полную версию скачай с сервера
Категория: Учись учиться | Добавил: elena
Просмотров: 1250 | Загрузок: 230 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Опрос
Считаете ли Вы, что русский язык должен быть обязательным предметом для изучения в Украине?
Всего ответов: 393

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz