Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогический Олимп

Интересно
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Афоризм дня

Статистика

Каталог українських сайтів


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литература

Беседа о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)
03.07.2011, 00:01
Беседа о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)
    Во многих произведениях Лермонтова главным героем является человек- бунтарь: его ум настроен критически, подмечает недостатки, осуждает, сомневается. Но вот перед нами вторая из трех лермонтовских «Молитв» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», 1837), лирический герой которой открывается совсем с иной стороны. Он обращается с горячей молитвой к Пресвятой Богородице – Матери Иисуса Христа. Это молитва сердца, которое умеет просто любить.
    Прочтите ее сначала про себя, а потом вслух. Не торопитесь, почувствуйте всю ее нежность и напевность. Когда будете читать первую строку, обратите особое внимание на интонацию: здесь слово я относится к лирическому герою, который обращается к Матери Божией, молится перед Ее образом (то есть перед иконой с изображением Пресвятой Девы Марии).
 
МОЛИТВА
 
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
 Пред Твоим образом, ярким сиянием,
 Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
 
 Не за свою молю душу пустынную,
 За душу странника в свете безродного;
 Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
 
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
 
Срок ли приблизится часу прощальному
 В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
 
 
 
М.Ю. Лермонтов. Мадонна с младенцем. (1831)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Лермонтов в своем творчестве крайне редко обращается к Богу так доверительно, с такой глубокой нежностью и любовью, как он обращается в этом стихотворении к Богоматери. И бывают дни, когда он может роптать и бороться с Богом, но зато сейчас – ныне – он весь отдается вере и молитве, уповая (то есть надеясь) на материнскую всепрощающую любовь Богородицы.
    Известный русский писатель Д.С. Мережковский даже писал, что Лермонтов, поэзию которого он рассматривает как «вечный спор с христианством», «к Матери пришел … помимо Сына. Непокорный Сыну, покорился Матери».   
     Какие православные иконы Богородицы вам известны?
    «Владимирская», «Казанская», «Иверская», «Нечаянная радость», «Утоли моя печали»… и еще много-много других чтимых образов Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом есть в Православной Церкви. Богоматерь почитается как небесная Заступница людей, Заступница земли русской.
    Эту лермонтовскую «Молитву» обычно относят к любовной лирике. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим?
   Стихотворение посвящено Варваре Александровне Лопухиной (в замужестве Бахметевой), – Вареньке, как ее называли друзья и родные. Она – самая глубокая сердечная привязанность поэта и, что немаловажно, девушка отвечала ему взаимностью. Но в 1832 году Лермонтов оставляет Московский университет и любимую девушку, переезжает в Петербург, решив пойти на военную службу. Молчание Лермонтова озадачило Вареньку, и, вероятно, под давлением родителей, в 1835 году она выходит замуж за Николая Федоровича Бахметева, который был на 17 лет ее старше. Возможно, это решение было связано со слуха- ми о романе Михаила Лермонтова с Екатериной Сушковой.
     Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой девушки, и горечью утраченной любви надолго окрашивается его творчество.
    В стихотворении «Молитва» лирический герой молится о счастье любимой. Прежде чем рассказать о том, что сейчас для него важно, он перечисляет другие возможные молитвы: о спасении перед битвой, с благодарностью или покаянием о своей душе – и о том, о чем чаще всего молятся, о чем он мог бы молиться и, на- верное, когда-то уже молился. После этого легче проникнуть в содержание последней молитвы и почувствовать, насколько она искренна и важна для него.
    В этом стихотворении содержится не только обращение к Богородице и раскрывается образ любимой женщины, здесь важен и образ лирического героя. Ведь и начинается молитва с личного местоимения я. Самохарактеристика героя(безродность, пустынность, странничество) соответствует тому, как он определяет мир: холодный. С чем это связано?
   Он чувствует, что и в нем есть этот холод, что мир заразил и его, – и всеми силами души хочет уберечь от этого холода теплую, нежную душу любимой. Он хочет, чтобы сохранилась и она сама, и лучшее, что было в нем и что кажется ему теперь безнадежно утраченным («не за свою молю душу пустынную…»).
   Надо отметить, что, несмотря на собственную внутреннюю драму, на то, что герой, сам одинокий и безродный, нуждается в теплом, материнском заступничестве Матери Божией, он полон глубокого участия и заинтересованности в судьбе дорогого ему человека. Лирический герой воплощает в этой молитве самые нежные фантазии о тихой, мирной жизни и желает легкого прощания с ней. Он желает любимой всего, что уже недостижимо для него.
   А почему герой просит прислать в смертный час именно лучшего ангела? Получается, что он даже не каждого ангела считает достойным восприять дорогую ему прекрасную душу.
    К сожалению, молитвам поэта о долгой и счаст ливой земной жизни любимой им Вареньки не суждено было сбыться: она умерла в воздасте 36 лет, ровно через 10 лет после трагической гибели Лермонтова.
    Любопытно, что в датах жизни и смерти Лермонтова последние две цифры поменялись местами (1814–1841), так произошло и с годами жизни и смерти Варвары Александровны (1815–1851).
   Обратите внимание, что в стихотворении «Молитва» четыре раза употреблено слово душа (причем в одном и том же падеже) и два раза – слово мир. Заметили ли вы при первом чтении этот повтор? Как вы считаете, оправдано ли такое частое повторение слов в сравнительно небольшом стихотворении? Можно ли их было заменить другими словами?
    А что делает эту молитву такой поэтичной, неж ной и воздушной?
    Этому способствует и то, что в ней изменен привычный порядок слов (поэт использует инверсию). Например, в русском языке принято, чтобы прилагательное стояло перед существительным, к которому относится, а тут наоборот: душу пустынную, деву невинную, мира холодного (продолжите ряд). Как вы считаете, на какое слово в этих случаях падает логическое ударение: на существительное или на прилагательное?
    Молясь о любимой, вспоминая о тихом пристанище мира упования, то есть надежды, герой сам умиротворяется, просветляется его грусть. Он теперь вверяет деву невинную Деве Марии, и думы о собственном бесприютном жизненном скитании сменяются надеждами на тихую, счастливую, ведомую любовью, дружбой и справедливостью жизнь достойной обладательницы прекрасной души.
   Лирический герой обращается к Божией Матери как сын. Богородица – олицетворение материнского начала, лучшего проявления в человеке, существом своим причастного Божественному. Герой прибегает к Ее заступничеству, прося за родную душу.
   Как пишет Ю.И. Айхенвальд, «если вообще молитва и благословение, посылаемые миру, составляют одно из прекрасных зрелищ, то особенно высока молитва духа бунтующего, который много бродил в краях чужого склада, искал бури, судился с Творцом, вел пламенную тяжбу с женщиной, но потом нашел свою родину, и родину вообще, и родину русскую, то есть понял и принял жизнь в ее земной сущности».
    В стихотворении «Молитва» герой открывает для себя высшую форму диалога – молитву. В ней он обращается к Той, Которая не предаст, доброта Которой безгранична. Здесь нет прямого ответа, есть лишь смирение, любовь, вера и надежда. Но это самое глубокое общение, которое только может быть, в нем участвует все существо человека, здесь вся тайна жизни.
   Молясь за другого человека, он просто и легко раскрывается Высшему. Благодаря этому он обретает тихое умиротворение, покой, который так просто позволяет называть самое сокровенное, наполняет душу добром и делает ее «доступной утешенью».
   Литература
1. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов – Поэт сверхчеловечества. // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М., 1991. С. 412–413.
 2. Айхенвальд Ю.И. Лермонтов // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 95.
По материалам журнала "Русский язык"
Категория: Литература | Добавил: elena
Просмотров: 10476 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Опрос
Считаете ли Вы, что русский язык должен быть обязательным предметом для изучения в Украине?
Всего ответов: 406

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz