Усадебная лирика Ивана Бунина | педагогика | методическое объединение | социальная педагогика
Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогический Олимп

Интересно
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Афоризм дня

Статистика

Каталог українських сайтів


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литература

Усадебная лирика Ивана Бунина
02.07.2011, 23:29
Усадебная лирика ИВАНА БУНИНА
Инна Лолиевна ШОЛПО,
кандидат педагогических наук,
преподаватель литературы, Санкт-Петербург
        «Все предки мои всегда были связаны с народом и с землёй, были помещиками. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где древние московские цари в целях защиты государства от набегов южных татар создавали заслоны из поселенцев различных русских областей, где, благодаря этому, образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым», – писал Бунин в автобиографиче- ских заметках. Это ощущение вписанности в плодородный со всех точек зрения топос оказывало воздействие на психологию юноши, решившего всецело по- святить себя писательству.
     Родился Бунин в Воронеже, но стеснённые материальные обстоятельства вынудили родителей, спустя три года после его рождения, переехать в дерев- ню, на хутор Бутырки Елецкого уезда. Там и прошло его детство, «полное поэзии печальной и своеобразной», «в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозёму и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым… порогам, а зимой среди сугробов». После смерти бабки по матери семья переехала в более богатое поместье Озерки, которое стало для юного Бунина своеобразным центром мира. Именно оно описано в «Жизни Арсеньева» под названием Батурино. Ребёнком Бунин страстно полюбил природу. Сила чувств его к ней была, по его собственным словам, необыкновенна: ему хотелось слиться с ней, стать её частью, он мучился, не имея возможности выразить это томительное чувство.
     Красота природы была для Бунина одним из ярчайших проявлений тайны мира; в ней, как ему казалось, осуществлялась полнота человеческого бытия.
Шире грудь распахнись для принятия
Чувств весенних – минутных гостей!
 Ты раскрой мне, природа, объятия,
 Чтоб я слился с красою твоей!
 Ты, высокое небо, далёкое,
 Беспредельный простор голубой!
 Ты, зелёное поле широкое!
 Только к вам я стремлюся душой!
      С детства страстно любил он жизнь, упивался ею, но уже тогда упоение это не было безмятежно-радостным – к нему всегда примешивалась тревога. «Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти, – напишет Бунин в романе «Жизнь Арсенева». – Есть люди, что весь век живут под её знаком, с младенче- ства имеют обострённое чувство смерти (чаще всего в силу такого же обострённого чувства жизни)». Это высказывание можно отнести и к самому писателю, обладавшему огромным жизнелюбием и приходившему в отчаяние от сознания человеческой смертности. И потому все его произведения – и стихи и проза – пронизаны ощущением катастрофичности бытия, тоской по не осуществимому для современного сознания классическому идеалу гармонии. В этом трагически напряжённом мире образ дворянской усадьбы становится воплощением утраченного рая. Неизбежность утраты связана для Бунина и с беспощадностью течения времени, и с исторической катастрофой семнадцатого года, и с общим трагизмом жизни, в которой невозможно реальное и прочное воплощение идеала.
    В 1920 писатель уехал из России на одном из последних пароходов, поки- давших Одессу. «…Я в Чёрном море, я на чужом пароходе, я зачем-то плыву в Константинополь, России – конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец…»
     Новая жизнь во Франции была жизнью изгнанника и скитальца, не имевше- го даже своего дома. Но и там Бунин продолжал писать о России, о той России, которая продолжала существовать в его душе, оставался хранителем её духа.
     В двадцатилетнем возрасте Бунин написал своему знакомому: «Пока живёшь, не чувствуешь жизни». Так часто случается с его героями, которые осознают значимость какого-либо события только тогда, когда вспоминают о нём. И сам Бунин осмыслял многие вещи, только оказавшись на расстоянии от них. Поэтому эмиграция не приглушила русского звучания его стихов и прозы. Конечно, хронотоп произведений Бунина значительно шире, чем русская усадьба границы XIX–XX веков, но центр художественного мира писателя находится всё же именно там.
     Первый урок по усадебной лирике Бунина назовём «Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель?» и начнём с беседы по стихотворению «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»1.
    Уже здесь предметом разговора становится, в частности, образ дома и чувство родины у писателя. Один из вопросов к стихотворению звучит так: Как вы могли бы охарактеризовать лирического героя стихотворения, каким словом его назвать? В поисках ответа ученики приходят к слову «изгнанник». Затем мы соотносим стихотворение с фактами биографии Бунина и задаёмся вопросами: Как вы думаете, почему И.Н. Сухих сравнивает Россию, изображаемую Буниным, с Атлантидой? Почему Бунин, живя за границей, так много пишет о России, которой больше нет? Как это его характеризует? В чём, по-вашему, драматизм судьбы Бунина – до и после революции?
     Обращаясь к тому моменту жизни Бунина, корда ему после войны предлагают вернуться в Россию, мы знакомим учащихся с высказыванием писательницы Надежды Тэффи: «…Что вы потеряли, отказавшись ехать? Что швырнули в рожу советчикам? Миллионы, славу, все блага жизни. И площадь была бы названа вашим именем, и статуя. Станция метро, отделанная малахитом, и дача в Крыму, и автомобиль, и слуги. Подумать только! Писатель, академик, Нобелевская премия – бум на весь мир… И всё швырнули в рожу. Не знаю другого, способного на такой жест, не вижу…» Что вызвало восхищение писательницы? Разделяете ли вы её отношение к поступку Бунина? Отчего писатель, который не мог найти себя в эмигрантской жизни и всей душой был связан с Россией, всё-таки отказался вернуться? Возможно, стареющему и больному писателю стоило пожертвовать независимостью ради возмож- ности вновь обрести родину и хотя бы умереть на ней, как Куприн? Размышляя над этими вопросами, ученики говорят о том, что возвращение Бунина на родину было невозможным ещё и потому, что той России, о которой он тосковал, той России, которая жила в его произведениях, уже не существовало.
    На втором уроке, который называется «Лирический мир И.А. Бунина: поэзия или проза?», усадебная тема окажется в центре внимания. Он будет в основном посвящён рассказу «Антоновские яблоки». Ребята увидят, как в творчестве Бунина поэзия вырастает из прозы, а проза дышит поэзией. Сначала анализируется стихотворение «Одиночество». В процессе анализа ученики наблюдают, как проза жизни в лирике Бунина превращается в поэзию, бытовые детали перерастают в символы, а такие разговорные фразы, как звучащая в финале «Хорошо бы собаку купить», оказываются наполнены пронзительным лирическим чувством и глубокой мыслью. После этого обращаемся к рассказу «Антоновские яблоки». Одиннадцатиклассникам предлагается найти в нём ритмически организованные предложения или их фрагменты, которые могли бы бать строками стихотворения2. Параллельно ученики размышляют о том, чему могло бы быть посвящено стихотворение, включающее ту или иную строку. В тексте много подобных фрагментов, например: «бабьим летом паутины много село на поля…», «Помню раннее, свежее, тихое утро...», «В шалаше устроены постели…», «Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни…», «Помню я и старуху его. Всё, бывало, сидит на скамеечке…», «вдруг весь лес загремел, точно он весь стеклянный…», «На ранней утренней заре, по ледяному ветру…», «Всюду тишина и чистота…», «в саду становилось пустынно и скучно…», «Их портреты глядят на меня со стены…» и т.д. Мы просим учеников «продолжить» текст: соблюдая тот же стихотворный размер, придумать следующую строчку. Это задание оказалось очень увлекательным. Для одиннадцатиклассников стало истинным открытием то, что в прозаической, даже бытовой речи живут скрытые, невыявленные строки стихов3. (После урока некоторое время они даже разговаривали друг с другом  ритмически организованными фразами, слегка шокируя окружающих.)
    Интересно, что почти все продолжения бунинских строчек, предложенные учениками, вводили в текст образ человека, находящегося в тесной связи с природой, и мотив воспоминаний; все они были пронизаны лирической грустью. Работа, кроме всего прочего, пробудила интерес ребят к тексту, ко- торый, во всяком случае в нашем классе, не вызвал при самостоятельном чтении никакого энтузиазма и показался скучным. У учеников возникают размышления о том, отчего же бунинская проза так ритмична: ведь писатель делает это «не нарочно», это идёт откуда-то изнутри, из подсознания.
    После этого мы обращаемся к сюжету и композиции рассказа. Эпического сюжета как такового в нём нет, однако движение мы чувствуем. Это движение обусловлено развитием некоего лирического мотива. Мы выясняем, по какому принципу рассказ делится на части, и делаем следующую запись.
     1 часть. Воспоминание о днях ранней осени, о сборе яблок, о детстве. Ощущение – «как хорошо жить на свете!».
     2 часть. Описание деревни осенью, сопоставление мужицкого быта с бытом среднего дворянства. Описание среднепоместной усадьбы Анны Герасимовны. Воспоминания юности.
     3 часть. Описание охоты и крупнопоместной усадьбы Арсения Семеновича. Воспоминания юности. Сожаление о разрушении и исчезновении крупных поместий.
     4 часть. Сожаление о том, что поместная жизнь, описанная ранее, уходит в прошлое («Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб…»). Описание усадьбы и быта мелкопоместного дворянина.
     После этого мы делаем вывод об общем настроении рассказа и выявляем его жанровые особенности. Перед нами исполненная поэзии, но одновременно точ- ная и конкретная в деталях «энциклопедия» поместного быта, окрашенная в элегические, ностальгические тона. Это рассказ об уходящем в прошлое укла-де, который автору хотелось бы сохранить. Ученики говорят о том, что это, по сути, и не рассказ, а лирический очерк или «поэма в прозе».
    Можно показать учащимся иллюстрацию к «Антоновским яблокам» художника М.И. Горского и поговорить о ней, опираясь на вопросы: Нравится ли вам иллюстрация? Какой момент рассказа изображён на ней? Каков колорит картины и его воздействие на зрителя? Какое настроение и какими средствами передаёт художник? Какую картину нарисовали бы вы, если бы иллюстрировали рассказ?
    Затем мы сопоставляем описания усадеб в «Антоновских яблоках» и стихотворении «Люблю цветные стёкла окон…». Какие детали в стихотворении и в рассказе совпадают? Какой метафорический, символический смысл они приобретают? Какие чувства в читателе пробуждают эти детали? Как вы думаете, почему именно они становятся главными в образе усадьбы? Что общего между рассказом и стихотворением? В чём разница? Сопоставляя поэзию и прозу Бунина, мы приходим к выводу о том, что у И.А. Бунина «поэзия и проза сливаются в некий совершенно новый синтетический жанр» (Ю.В. Мальцев).
    В финале урока попытаемся определить основные черты этого жанра. Творческим домашним заданием может стать написание стихотворения, которое включало бы строку из «Антоновских яблок» (естественно, по желанию). В случае если у нас есть часы кружка или факультатива, разговор о поэзии Бунина может быть расширен. Дополнительное занятие называется «Усадебная поэзия Бунина».
    Первое стихотворение поэт, по его словам, написал в возрасте восьми лет. И всю жизнь очень трепетно относился к своему поэтическому творчеству, болезненно реагируя на то, что его читатели чаще видели в нём прозаика. Ведь именно в стихах, по его мнению, с наибольшей полнотой может высказать себя человеческая душа. Лирика Бунина традиционна по форме и тяготеет к классической ясности поэзии пушкинского «золотого века». Но внутреннее наполнение её выдаёт поэта иной, трагически дисгармоничной эпохи. В ней звучит и восторженное упоение жизнью – и невозможность почувствовать её, пока живёшь; и слияние с миром – и безысходное одиночество в нём.
    На этом занятии читаем «усадебные» стихи Бунина. Начнём с двух: «Бледнеет ночь… Туманов пелена…» и «Тихой ночью поздний месяц вышел…». Какие усадебные реалии выделяет поэт? Какое настроение создаётся с их помощью? Одинаковы эти стихотворения по интонации и эмоции или различны? Что в стихотворениях традиционно, а что своеобразно, необычно? Затем прочитаем стихотворения «В первый раз» и «Первый соловей». Подумаем над тем, какой атмосферой проникнуты картины детства и ранней юности, нарисованные Буниным в этих стихотворениях. Что их объединяет? О чём, как вы полагаете, думали дети в стихотворении «В первый раз»? Какое место в нём занимают образы дома и сада? В.Поленов. Бабушкин сад Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к стихотворению «Первый соловей»? Какие краски преобладали бы в ней? Что противопоставлено в этом стихотворении? Какую роль в этих двух стихотворениях играет слово «первый»? Идилличен или драматичен изображённый в них мир? Если в этих произведениях в образ гармоничного мира проникают лишь отдельные тревожные ноты, то следующая группа стихотворений исполнена более драматическими чувствами, в ней звучит мотив утраты, гибели и разрушения. Это стихотворения «Детская», «Мы сели у печки в прихожей», «В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины…». При разборе стихотворения «Детская» у учеников, возможно, возникнет ассоциация с пьесой А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (вспомним ремарку первого акта: «Комната, которая до сих пор называется детскою»).     
     Какой образ является центральным в этом стихотворении? Почему поэт уделяет столько внимания не самой комнате, а деревьям и их тени? К чему относится сожаление («увы») поэта? Какой новый мотив, по сравнению с предыдущим стихотворением, возникает в стихотворении «Мы сели у печки в прихожей…»? Как и почему изменяется хронотоп? Какие традиционные детали в изображении усадьбы мы встречаем в стихотворении «В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины…»? В какой момент в стихотворении происходит поворот, изменение настроения? Составьте «партитуру чувств» для его выразительного чтения. Что объединяет все три стихотворения? В заключение занятия сделаем вывод: каковы общее настроение бунинской усадебной лирики и её основные мотивы? Как передаёт поэт течение времени, личного и исторического?
    В качестве домашнего задания мы можем предложить учащимся самостоятельно проанализировать стихотворение Бунина «Забытый фонтан» или подобрать к нему иллюстрации среди картин известных художников.
    Приложение
Люблю цветные стёкла окон
И сумрак от столетних лип,
 Звенящей люстры серый кокон
И половиц прогнивших скрип.
 Люблю неясный винный запах
Из шифоньерок и от книг
 В стеклянных невысоких шкапах,
 Где рядом Сю и Патерик.
 Люблю их синие странички,
 Их чёткий шрифт, простой набор,
 И серебро икон в божничке,
 И в горке матовый фарфор,
 И вас, и вас, дагерротипы,
 Черты давно поблекших лиц,
 И сумрак от столетней липы,
И скрип прогнивших половиц.
 1906
     Из рассказа «Антоновские яблоки» «Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах... Во всех комнатах – в лакейской, в зале, в гостиной – прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружён садом, а верхние стёкла окон цветные: синие и лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места. <...> А когда ляжешь в постель, в мягкую перину, где-нибудь в угловой старинной комнате с образничкой и лампадой, замелькают перед глазами призраки огнисто-пёстрых собак, во всем теле заноет ощущение скачки, и не заметишь, как потонешь вместе со всеми эти образами и ощущениями в сладком и здоровом сне, забыв даже, что эта комната была когда-то молельной старика, имя которого окружено мрачными крепостными легендами, и что он умер в этой молельной, вероятно, на этой же кровати... Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдеш в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие. Потом примешься за книги, – дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на сафьянных корешках. Славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами... Хороши и заметки на их полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и читаешь: "Мысль, достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного”... И невольно увлечёшься и самой книгой. <…> А вот журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку, её полонезы на клавикордах, её томное чтение стихов из "Евгения Онегина”. И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою... Хорошие девушки и женщины жили когда-то в дворянских усадьбах! Их портреты глядять на меня со стены, аристократически-красивые головки в старинных причёсках кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза...» 
     Примечания
1 Наша система уроков по творчеству И.А. Бунина опирается на программу, учебник и пособие И.Н. Сухих, однако может использоваться и учителями, работающими по другим программам.
 2 Это задание придумано учителем С.П. Белокуровой.
 3 По этому поводу мы привели ученикам цитату из рассказа В.Токаревой «Инструктор по плаванию»: «Я лежу на диване и читаю учебник физики. "Когда в катушке тока нет, кусок железа неподвижен…” Это похоже на стихи…»
По материалам журнала «Литература» №4 (715) 2011
Категория: Литература | Добавил: elena
Просмотров: 4326 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Опрос
Считаете ли Вы, что русский язык должен быть обязательным предметом для изучения в Украине?
Всего ответов: 393

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz