Учимся
составлять синквейн (Из опыта работы)
В своей практике использую технологию развития критического мышления через
чтение и письмо (ТРКМЧП). Сочинение синквейнов является своеобразным
инструментом для синтезирования полученной информации. При работе с данным
приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:
- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что
способствует его более глубокому усвоению,
- отрабатываются знания о частях речи,
- знания о предложении,
- умение соблюдать интонацию,
- расставлять знаки препинания,
- значительно активизируется словарный запас ребёнка,
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,
- активизируется и развивается мыслительная деятельность,
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Напомним, что слово синквейн
происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти
строк, которые строятся по правилам.
1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний
инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и
представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику
старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и
для ученика. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём на своих уроках,
согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся
«изюминкой» урока. Конечно же, умение сочинить
синквейн требует от учащегося определённой подготовки, а от учителя
начальных классов тщательно продуманной, планомерной работы.
Когда же начинать знакомство с этим
приёмом? В первом классе! Целесообразно вначале предлагать детям для
прослушивания готовые синквейны,
например:
Осень
|
Осень
|
солнечная, тёплая
|
серая, холодная
|
дарит, светится, радует.
|
дождит, шумит, прячет.
|
В парке осыпаются листья.
|
Люди смотрят в окна.
|
Золото!
|
Грусть!
|
Предложить детям найти
различное и общее в строках, обратить внимание не только на содержание, а и на
построение стихов, пересчитать количество строк и слов в каждой строке.
В добукварном периоде, во время изучения темы «Слова – названия предметов.
Постановка вопросов кто? что? к словам»
ввести следующие упражнения, целью которых является умение выделять из потока
речи нужную часть речи, обогащение словарного запаса.
1. С помощью сигнальных карточек (хлопка в ладоши) выбери слово, наиболее
подходящее по смыслу к картинке.
Картинка
|
Слова
|
Лиса
|
Доброта, хитрость, злость
|
Волк
|
Защита, зло, радость и т.д.
|
2. Соедини стрелкой те предметы, которые, по твоему мнению, могут быть
связаны между собой. (Используется лото «Найди пару»).
3. Работа в группах. Подберите слово, называющее чувство и отвечающее на
вопрос что? к картинке, лежащей на
столе. ( Мяч, цветок, тетрадь, туча, лимон, конфета и т.д.)
4. Игра «Поймай мяч». Учитель называет слово-предмет и бросает мяч
учащемуся, он, свою очередь, называет слово, ассоциирующееся с названным
словом. Обязательное условие – все слова отвечают на вопросы кто? или что?.
Например: мяч – игра, звонок – перемена, мама – встреча, кукла – радость, утро
– солнце и т.д.
5. «Аукцион» слов.
Перечисленные упражнения аналогично проводятся и при изучении тем
«Слова-признаки предметов», «Слова-действия». В этот период учащиеся также
знакомятся со схематическим изображением различных частей речи.
При прослушивании синквейнов сообща построится схема, которой можно будет
пользоваться на следующих уроках. Для учеников 1 и 2 класса, ещё не знакомых с
определениями частей речи, она может выглядеть так:
На первых занятиях сочинять синквейн лучше коллективно, всем классом. Если
ребята будут испытывать затруднения (у детей младшего школьного возраста ещё не
очень велик словарный запас), то можно предложить дополнять словами
недописанный синквейн.
Ученик
аккуратный, … .
читает, … , ... .
Он всё успел сделать.
Радость!
После этого сообща составляется
стихотворение с противоположным значением, о нерадивом ученике.
Ученик
неряшливый, … .
забыл, … , … .
Перепутал на уроке тетрадки.
Досада!
Ещё один приём – «Мозаика». Уже составленный синквейн, отпечатанный
крупными буквами, учитель разрезает на слова. Задание группе: опираясь на
схему, восстановить и прочитать стихотворение.
Возможно даже соревнование между
группами.
Подобная работа увлечёт школьников. Когда учитель почувствует, что дети
легко дополняют начатые строки, правильно расставляют части речи, следует
переходить на следующих уроках к
самостоятельному сочинению синквейнов (лучше при работе в парах или группах).
Слабым учащимся предложить несколько опорных слов, которыми они смогут
воспользоваться в работе.
Так, на классном часе, посвящённом дню рождения города, второклассники
получили задание по рядам: 1-й ряд – подбирает и пишет слова-предметы цветными
карандашами на полоске бумаги, 2-й ряд – слова-признаки, 3-й ряд – слова-
действия. Учитель и эксперты-помощники отбирают наиболее подходящие,
прикрепляют их доске согласно схеме.
Важным моментом является обязательное зачитывание перед классом своих
произведений. При этом учитывается выразительность прочтения синквейна.
Для этого в классе создано специальное «читательское
кресло» (обычный стул, украшенный уютным чехлом), что вызывает у детей массу
положительных эмоций, оттесняет скованность и неуверенность.
И только когда ученики смогут сочинять синквейны в группах, перейти к
самостоятельной работе. Можно попросить учащихся сочинить стихотворение дома на
заданную тему. Если это учащиеся 2-3 класса и учитель только начинает внедрять
в практику описываемый приём, то дать несколько опорных слов. Например:
составить синквейн со словами сказка, волшебная, поучает и т.д.
В дальнейшем синквейны можно использовать как загадки, упустив при чтении
первое слово (существительное).
…….. , ……….. ,
печатные, письменные гласные, согласные
читаются, пишутся, печатаются.
произносятся, слышатся, поются.
Их учат в первом классе . Они есть только у
людей.
Трудность! (Буквы) Речь. (Звуки речи)
Сочинение синквейнов может также стать подготовкой к проведению дискуссий.
Сылкина Т. П.,
Армянская общеобразовательная школа I-III ступеней № 1 Автономной
Республики Крым
|