Дидактический материал по теме
«Причастия».
Правописание причастий
Н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от
глаголов
Карточка 1. Вставьте пропущенные
буквы. Выпишите прилагательные и причастия по столбикам. Укажите графически,
как вы определили причастия.
Зва_ый вечер, кипяч_ное молоко. Маринова_-ные грибы, беше_ный пес, око_ные
рамы, выполне_ная работа, смышле_ный ребенок, разгада_ная тайна, спрята_ное
мороженое, кожа_ные перчатки. Запута_ная история, журавли_ные крики, изране_ный
солдат, рва_ная одежда, выуче_ный урок, плете_ная дедушкой корзина, заплете_ная
коса, кроше_ный мел, прочита_ная книга, багря_ый закат. Румя_ный пирожок,
позолоч_ное кольцо, серебря_ная ложка.
Карточка 2. Выпишите только
причастия.
Варе_ный картофель, замороже_ные фрукты, хорошо выпече_ный хлеб,
выкраше_ный пол, сплете_ные ленты, золоче_ная рама, иллюстрирова_ный журнал,
асфальтирова_ное шоссе, утопта_ная тропинка, хорошо выбеле_на, растеря_ные в
дороге вещи, ветре_ный день, обветре_ное лицо, безветре_ная погода, груже_ные
кирпичом машины.
Карточка 3. Измените
словосочетания так, чтобы причастия стали прилагательными, а прилагательные –
причастиями. Вставьте пропущенные буквы.
Зва_ные гости, покраше_ый пол, краше_ные стены. Беле_ная ограда, побеле_ные
деревья, море_ный дуб, мороже_ная дичь, суше_ные яблоки. Пече_ный картофель,
запече_ная рыба, зажаре_ная в сметане рыба, жаре_ные грибы, соле_ный сыр,
засоле_ные грузди, кале_ные орехи. Пута_-ный ответ, запута_ные веревки.
Карточка 4. Прочитайте и
озаглавьте текст. При списывании разделите его на два абзаца. Расставьте знаки
препинания, графически объясняя их. Вставьте пропущенные буквы.
Путь на озеро был долог. День стоял тума_ный засыпан_ый сухими берез_выми
листьями. Посвист_вали синиц_ курлыкали журавли над вершинами сосен. Ваня
узн_вал старые места лесные заброш_ные дороги уводившие в зар_сли оси_ника
прос_ки заросшие вереском бе_смертником и колосистой травой и мур_вьиные тропы
в рыжем зернистом песке. Над лесным краем стояла прозрачная т_шина та особенная
т_шина когда кажет_ся что зв_нит даже паутинка перелетающая через поляны. (К.Паустовский)
Карточка 5. Прочитайте и
озаглавьте текст. При списывании разделите его на абзацы. Расставьте знаки
препинания, графически объясните их. Вставьте пропущенные буквы.
Просторная новая те_раса дачи была ярко освещ_на лампой и четырьмя
канделябрами рас_тавле_ными на дли_ном ч_рном столе. Июльский вечер быстро
темнел. Старый липовый сад густо обступивший со всех сторон дачу потонул в
темном мраке. Только листья с_рени в упор осв_щаемые лампой ре_ко и странно
выступали из темноты. (Не)подвижные гладкие бл_стящие точно выреза_ные из
зеленой жести. Несмотря на раздвинутые полотняные занавески, свечи г_рели
ровным (не)мигающим пламенем. Было душно и чу_ствовалось что в нагретом наэлектризова_ном
воздухе медленно надвигалась ночная гроза. Пахло медом цв_тущей липой. (А.Куприн)
Карточка 6. Спишите текст,
образовывая от глаголов в скобках страдательные причастия прошедшего времени.
Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
Вскоре князь ост_новился. Множество колодцев (обложить) ветвями саксаула
было (разбросать) посреди (истоптать) скотом (выжечь) степи. Большой каме_ный
идол (высечь) из целого камня глядел слепыми выпуклыми глазами, держа в руках
каме_ную чашу. Князь Тами а за ним и все остальные путники спешились и
поочередно пол_жили идолу в чашу по кусочку (вялить) баранины лепешек или
(не)сколько зерен ячменя. (В.Ян)
Карточка 7. Переставьте абзацы,
чтобы получился связный текст. При списывании расставьте знаки препинания и вставьте
пропущенные буквы.
Натюрморт
|
И.И. Машков. «Снедь московская»
|
Вот натюрморт написа_ный И.И. Машковым. Он называется «Снедь
московская». Хлебы. Круглый красного дерева стол и полка уставле_ны и увеш_ны
хлебными изделиями. Здесь ржаной с поджаре_ным краем хлеб румя_ные ватрушки
подрумяне_ный пышный каравай глазирова_ные пирожки кренделя бублики усыпа_ные
ч_рными дробинками мака.
Художники пишущие натюрморты передают в своих картинах красоту даров
природы и вещей созда_ных руками человека.
Обилие хлеба яркие красочные сочетания светлый фон создают ощущение радости
и довольства. (По С.Дружинину)
Карточка 8. Спишите текст, деля
его на абзацы. Расставьте пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные
буквы.
Война подходила к концу и мать Коли посеяла на огород_ полоску пшениц_.
Когда собрали первый урожай бабушка испекла два коржа величиной с подсолнух.
Коржи были румя_ные п_хучие. Бабушка смазала их масл_ным перышком и посыпала
солью, крупной, как толченое стекло. От корж_й ш_л пар и они св_тились как два
маленьких посоле_ных солнца. Мальчик с_дел перед столом и его ввалившиеся глаза
пр_р_сли к коржам. Он ждал когда его уг_стят и вдыхал в себя дух испеч_нного
хлеба. Наконец бабушка подошла к нему и сказала Отведай внуч_к моего коржа.
Корж та_л с (не)уд_ржимой силой. И его скоро (не)стало. А второй корж, такой же
подрумяне_ный и вкусный, бабушка попросила отнести деду. (По Ю.Яковлеву)
Карточка 9. Вставьте, где надо,
букву н.
1) Скоше_ный;
2) рва_ный;
3) ране_ный в ногу;
4) вяза_ный свитер;
5) сорва_ные цветы.
1) Свящ_ные книги;
2) протопле_ная печь;
3) лакирова_ная мебель;
4) стриже_ный в кружок;
5) обнародова_ные документы.
1) Жаре_ный в масле;
2) тисне_ный золотом;
3) покраше_ный пол;
4) сожже_ные документы;
5) задача реше_на.
1) Краше_ный карниз;
2) подсушен_ое белье;
3) беле_ые стены;
4) жела_ная весть;
5) уже ноше_ная вещь.
Гласные в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени
Карточка 1. Переставьте местами
предложения, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки
препинания. Обозначьте причастные обороты, выделите суффиксы причастий.
Вставьте пропущенные буквы.
Странно видеть в (не)пролазной завал_ной бурьяном дикой чащ_бе зеленые
ра_работа_ные человеком поля. Протопт_ная в ягодниках и мхах тр_пинка ведет к
опытному полю устро_ному на болоте. Поле окруж_но лесом болотистой тайгой.
Сквозь нависшие увеш_ные моховыми бородами ветви в лесу видны новые крыши
хозяйственных построек.
Карточка 2. Переставьте
предложения местами так, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя
знаки препинания. Графически обозначьте причастные обороты и выделите суффиксы
причастий. Вставьте пропущенные буквы.
Новое в жизн_ отр_жается в языке но новые слова (не)выдум_ваются а
образуют_ся от старых по определенным моделям уже имеющ_ся в языке. Первое из
них – «лу_ник» возникшее в 1959 году когда наша р_кета достигла
поверхности Луны и доставила на нее советский вымпел. Наша страна вписала в
историю освоения космоса новую страницу первая ра_пахнула окно в лу_ный мир. А
на Земле уже по_вились новые слова отр_жавшие новые победы в изучени_ вечного
спутника Земли.
Карточка 3. Переставьте
предложения так, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки
препинания и выделяя причастные обороты. Укажите суффиксы причастий. Вставьте
пропущенные буквы.
Хорошо утопт_ная тропинка пр_вела к жив_-писному болоту образовавш_муся из
лесной заросш_й речки. Кое-где в_днеются брош_ные в яркую зелень ч_рные зеркала
вод. Яркая зелень камыша перемешивалась (с,з)десь с белыми обл_ками цветущ_го
дягиля кудрявого ивн_ка спл_тившегося по берегу болота (с,з)держивая напор
елового леса. Когда идеш_ лесом невольно хватаеш_ся за ветки протянувш_ся к
тропинк_.
|