Словарный диктант с
элементами игры
Игра - спутник жизни
детей. Работы психологов показывают, что дети младшего школьного и
подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает
заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует
деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.
Словарный диктант можно
оживить с помощью игры "Зоркий глаз". Объявляется конкурс на самого
зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество
орфограмм?
Игра "Я работаю
волшебником" не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение
применять полученные знания в новых ситуациях. Например:
Преврати имена
нарицательные в имена собственные.
Птица орел - (город
Орел). Цветок роза - (девочка Роза). Воздушный шарик-
(собака Шарик). Плодородная земля- (планета
Земля). Наша школа - (повесть "Школа") и др.
Игра "Помоги Пете
Ошибкину". Например:
1. В слове вьюга Петя
Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в-
перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется
твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2. В слове соленый Петя
написал гласную а. "Проверочное слово сало",- объяснил он.
Правильно ли это?
3. Не был Петя Ошибкин написал
слитно. "Это слово,- сказал он,- можно заменить синонимом без не - отсутствовал".
Почему он неправ?
4. Ненавидел в тетради Пети написано
раздельно. "Не с глаголами пишется раздельно",- заявил
Ошибкин.
5. Шепот Петя написал с буквой о.
"После шипящих под ударением пишется о",- объяснил он.
6. Расчистил Петя написал с буквой з.
Он рассуждал так: "Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на
письме не изменяются". Прав ли он?
7. Цыган Петя написал с и. "В
корне слова после ц пишется и, это точно помню",- сказал
Петя. Почему он неправ?
8. "Горечь пишется без мягкого
знака, так как это слово второго склонения мужского рода",- услышали
ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9. Вырастали у Ошибкина написано с
буквой о, рядом стоит проверочное слово - рослый. А как надо?
Игра "По щучьему
веленью" помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм,
четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что
учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы
они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают
слова с указанной орфограммой. Например: "По щучьему веленью, по моему
хотенью назовите мне слова с орфограммой -тся - -ться в
глаголах". И др.
Игра "Справочное
бюро" способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы
орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка.
Игра оживляет работу, разнообразит ее.
Словарный диктант
проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет "адрес" слова в
орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно
проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые
гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль,
обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта,
одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать).
|